Третий крестовый поход

Палестина перед Третьим крестовым походом.

Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство, возникшие в Палестине после Первого крестового похода, постоянно раздирались внутренними интригами и отличались распущенностью нравов. Примером безнравственности может служить Иерусалимский патриарх Ираклий, который не только напоминал собой самых распущенных римских Пап, но во многом превосходил их; он открыто жил со своими любовницами и расточал на них все свои средства и доходы.

После безуспешного Второго крестового похода мусульмане начали наступать на Иерусалим и Антиохию. Особенную известность и роковое значение для христиан приобрёл с середины XII века Нуреддин Махмуд (Нур-ад-дин — "Свет веры"), эмир Алеппо и Мосула.

Первым делом Нуреддин обратил своё внимание на Антиохию. В войне Раймунда Антиохийского с Нуреддином, которая велась в течение 1147-1149, антиохийцы не раз были разбиты наголову, в 1149 в одном из сражений пал сам Раймунд.

Дамаск, теснимый иерусалимскими крестоносцами, вступил в союз с Нуредином, который в 1154 стал владетелем всех крупнейших городов и главнейших областей, принадлежащих мусульманам. В Дамасском султанате он поставил наместником курда Эюба. В 1169 Ширкух, брат Эюба, низложил египетского халифа, поручив начальство в Египте сыну Эюба, Саладину (Салах-ад-дин — "Благочестие веры"), который после смерти Нуреддина (1174), овладев Сирией и Мосулом, принял титул султана. В результате произошло соединение египетского халифата с багдадским.

Прославивший себя как завоеватель, Саладин соединил вместе с обширными владениями и грозными военными силами энергию, ум и глубокое понимание политических обстоятельств. Земли, завоёванные христианами, были одинаково священны как для египетских, так и для азиатских мусульман. Саладин понимал, что возвращение этих земель мусульманам и восстановление сил ислама Малой Азии возвысит его авторитет в глазах всего мусульманского мира и даст прочное основание его династии в Египте.

Саладин поставил своей задачей изгнать крестоносцев из Палестины. Поводом к нападению послужил захват в 1187 Рено де Шатильоном каравана, в котором находилась сестра Саладина. Саладин и раньше указывал иерусалимскому королю на недостойные поступки Рено де Шатильона, но у короля не было средств, чтобы обуздать барона.

В битве при Хаттине (близ Тивериады) 5.07.1187 Саладин наголову разбил христианское войско. Раймонд Триполитанский с небольшим отрядом кавалерии смог прорваться через окружение и вернулся в Триполи, где вскоре скончался от ран. Захваченных в плен тамплиеров и госпитальеров, а также Рене де Шатильона, Саладин казнил. Иерусалимского короля Ги де Лузиньяна Саладин отпустил, взяв с того обещание, что он больше не будет воевать. Святой крест, находившийся при христианском войске, был захвачен, и дальнейшая его судьба была неизвестна.

Вскоре большая часть Палестины оказалась под властью мусульманам: пали богатая Акра, сильный Аскалон и наконец 2.10.1187 пал Иерусалим. Из христианских палестнских владений удержался только Тир, обороняемый графом Конрадом Монферратским.

Извесие о взятии мусульманами Иерусалима так потрясло Папу Урбана III, что 20.10.1187 он скончался. Через 2 месяца скончался Папа Григорий VIII, который с целью подготовки крестового похода против Саладина попытался примирить Церковь с императором Фридрихом I Барбароссой. Таким образом задача организации Третьего крестового похода легла на плечи Папы Климента III.

В короткий срок были направлены обращения ко всем западным государствам с призывом прекратить внутренние войны. Рыцарям, принявшим участие в крестовом походе облегчалась продажа ленов, обещалась отсрочка взыскания долгов, а также отпущение грехов.

В Крестовом походе приняли участие четверо самых могущественных европейских монархов — германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август, австрийский герцог Леопольд V и английский король Ричард I Львиное Сердце.

Движение крестоносцев в Святую землю направлялось разными путями, да и самые цели вождей, участвовавших в походе, были далеко не одинаковы. Вследствие этого история Третьего похода распадается на отдельные эпизоды: движение германское, движение англо-французское и осада Акры.

Первым выступил император Фридрих I Барбаросса. 24.05.1189 он вступил в пределы Венгрии. Хотя венгерский король Бела III лично не решился участвовать в крестовом походе, он снарядил отряд в 2 тыс. человек, который оказал немалую пользу крестоносцам знанием местных условий и выбором путей.

Фридрих предварительно заручился согласием византийского императора Исаака II Ангела пропустить крестоносцев через свои владения. Однако с одной стороны, сношения Фридриха с сербами и болгарами, стремившимися к автономии, и, с другой стороны, всяческие препятствия, чинимые византийцами на пути следования крестоносцев (порча дорог, завал перевалов) привели к тому, что отношения между византийским и германским императорами стали откровенно враждебными.

Фридрих, расположившись а Адрианополе был готов начать военные действия и осадить Константинополь, но 14.02.1190 с византийским императором были согласованы условия переправы крестоносцев через Босфор. Переправа началась 25.03.1190.

Путь Фридриха шёл по западным областям Малой Азии, частью разорённым вследствие войн с тюрками-сельджуками, частью занятым ими. Тюркские отряды беспокоили крестоносцев и заставляли их постоянно быть настороже. В особенности христиане страдали от недостатка продовольствия и корма для вьючных животных. В мае они подошли к Иконии, одержали значительную победу над сельджуками и вынудили их дать провиант и заложников.

Но в Киликии немецкое войско постигло несчастье, погубившее всё их предприятие. 9.06.1190, при переходе через горную реку Салеф, Фридрих был увлечён потоком и вытащен из воды бездыханным. Часть германского отряда отказалась от похода и вернулась в Европу морским путём. Другая часть под предводительством герцога Фридриха Швабского вступила в Аниохийское княжество и соединилось с христианским войском, осаждавшим Акру.

В 1190 выступили в поход французский и английский короли. Французский король, желая запастись значительными денежными средствами для предстоящего похода, объявил в своём государстве особый налог под названием "Саладиновой десятины", который распространялся на владения самого короля, светских князей и даже на духовенство.

Ричард, человек в высшей степени энергичный, живой, действовавший под влиянием страсти, искал прежде всего рыцарских подвигов и славы. Он окружил себя блестящей свитой и рыцарями. Собираясь в поход, он всё переводил в деньги; свои владения он или отдавал в аренду, или закладывал и продавал. Таким образом, он собрал громадные средства; его войско отличалось хорошим вооружением.

Часть английского войска отправилась из Англии на кораблях, сам же Ричард переправился через Ла-Манш, чтобы соединиться с французским королём и направить свой путь через Италию. Оба короля предполагали идти вместе, но многочисленность войска и возникшие при доставке пропитания и фуража затруднения заставили их разделиться. Французский король шёл впереди и в сент. 1190 прибыл в Сицилию и остановился в Мессине, поджидая своего союзника. Поскольку отправляться далее по морю было опасно, оба войска провели осень и зиму в Мессине. Английские рыцари позволяли себе насилия и произвол, что вело к охлаждению отношений между Филиппом и Ричардом.

По прибытии в Сицилию Ричард заявил свои притязания на норманнские владения, обосновывая их тем, что Джоанна, дочь английского короля Генриха II и сестра самого Ричарда, была замужем за умершим 18.11.1189 Гульельмо II. Узурпатор норманнской короны, Танкред, держал вдову Гульельмо в почётном заключении. Ричард потребовал выдать ему сестру и заставил Танкреда дать ему выкуп за то, что английский король оставил за ним фактическое обладание норманнской короной.

Однако наследница норманнской короны, дочь Рожера и тётка Гульельмо II, Констанца, с 27.01.1186 была замужем за сыном Фридриха Барбароссы Генрихом VI. Таким образом германские императоры этим брачным союзом узаконили и свои притязания на норманнскую корону. Этот факт, возбудивший вражду между английским королём и германским императором, имел большое значение для всей последующей судьбы Ричарда.

Филипп в марте 1191 сел на корабли и переправился в Сирию. Главная цель, к которой стремился французский король, был город Акра.

Король Ричард не скрывал, что он не желает действовать заодно с Филиппом, отношения к которому особенно охладели после того, как французский король отказался от женитьбы на его сестре Джоанне. Флот Ричарда, отплывшего из Сицилии в апр. 1191, был захвачен бурей, и корабль, на котором ехала невеста Ричарда, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на о-в Кипр.

Исаак Ангел, узурпатор Кипра, не различал друзей и врагов византийского императора, а преследовал свои личные эгоистические интересы; он объявил невесту английского короля своей пленницей. В результате Ричард начал начать войну с Кипром. Он овладел Никозией и Фамагустой, самозваного "императора" Исаака Ангела Кипрского заковал в серебряные цепи, и объявил себя государём Кипра.

Во время праздневств по случаю победы на Кипр прибыл Ги де Лузиньян, именовавшийся королём Иерусалимским. Побуждаемый Лузиньяном, которому Ричард обещал вернуть престол Иерусалимского королевства, Ричард оставил Кипр и вскоре прибыл под Акру, два года осаждаемый христианами. Сама идея осады Акры была в высшей степени непрактична и прямо бесполезна и проводилась исключительно в интересах Ги де Лузиньяна.

С 1188 по 1191 христианские князья поодиночке приходили под стены Акры; не было ни одного раза, когда бы все наличные силы христиан, приходившие с Запада, сосредоточились здесь в одно время. Часть христиан, прибывшая под Акру, погибала под ударами мусульман, от болезней и голода; её заменял другой отряд и в свою очередь подвергался той же участи. Кроме этого для христиан представлялась масса других затруднений, которые тяжело отзывались на ходе всего дела.

Христиане осаждали город с моря — единственная часть города, на которую они могли направить свои осадные орудия. Внутренняя часть была занята войсками Саладина, который удобно и легко сносился с Месопотамией, служившей для него источником пополнения его военных сил. Кроме того, для осады города был нужен строительный лес, который христиане вынуждены были доставлять из Италии. Неудобства в доставке леса замедляли предприятие, а несвоевременная доставка, а иногда и недостаток съестных припасов, голод и моровая язва ослабляли христианское войско.

С прибытием под Акру французского и английского королей, а также австрийского герцога Леопольда V, силы крестоносцев значительно выросли и можно было готовиться к штурму города. Однако разногласия между Ричардом и Филиппом всё более углублялись и мешали выработке общего плана военных действий. Интрига заключалась в том, что Ричард поддерживал притязания на иерусалимский престол Ги де Лузиньяна, а Филипп — Конрада Монферратского, который после женитьбы на Изабелле, младшей дочери Амальриха I, также претендовал на престол Иерусалимского королевства, которое ещё предстояло завоевать.

Таким образом, осада Акры не только по своей цели, но и по отношению между народами, участвовавшими в ней, не могла окончиться благоприятным образом для христиан.

Отношения между французским и английским королями были весьма натянутыми. Дело в том, что ещё во время сборов в поход оба короля обязались разделять между собой поровну все земли, которые они завоюют на Востоке. Когда Ричард завладел Кипром, французский король предъявил претензии на часть завоёванного острова, но Ричард не признавал за французским королём прав на Кипр, поскольку, по его мпению, договор касался только земель, которые будут завоеваны у мусульман.

Личные характеры королей также разъединяли их. Рыцарский характер Ричарда был весьма симпатичен Саладину; они начали обмениваться посольствами, оказывать друг другу знаки внимания. Такое поведение Ричарда отозвалось неблагоприятным образом на его авторитете среди христиан; в войске утвердилась мысль, что Ричард готов изменить.

В июле Акра была доведена до истощения, и гарнизон начал договариваться о сдаче. Саладин не прочь был заключить мир, но со стороны христиан были предложены слишком суровые условия: христиане потребовали сдачи Акры, мусульманский гарнизон города получит свободу только тогда, когда христианам будут возвращены Иерусалим и другие завоёванные Саладином области; кроме того, Саладин должен был дать 2 тыс. заложников из числа знатных мусульман.

Во время осады Акры бременские и любекские купцы по примеру других военно-религиозных орденов, возникших во время Первого крестового похода, устроили на свои средства братство, которое имело целью оказывать помощь бедным и больным немцам. Герцог Фридрих Швабский принял это братство под своё покровительство и исходатайствовал в пользу его папскую грамоту. Это учреждение впоследствии получило военный характер и известно под именем Тевтонского ордена.

В конце концов Саладин согласился на все эти условия. 12.07.1191 Акра была сдана христианам. Между тем, при занятии Акры среди христиан имели место весьма тяжёлые недоразумения. Герцог Австрийский Леопольд V, завладев одной из стен города, выставил австрийкое знамя: Ричард велел сорвать его и заменить своим; это было сильным оскорблением для всего немецкого войска; с этого времени Ричард приобрёл себе в лице Леопольда непримиримого врага.

При занятии Акры оказалось, что значительная часть городского населения состояла из христиан, которые под владычеством мусульман пользовались различного рода привилегиями. Захватив Акру, и французы, и англичане начали притеснять население; стремясь получить как можно больше военной добычи, они начали грабить и мусульманское и христианское население города.

Неприязнь Филиппа к Ричарду подогревалась слухами о том, что английский король замышляет продать всё христианское войско мусульманам и даже готовится посягнуть на жизнь Филиппа. Раздражённый Филипп оставил Акру и отправился домой.

Преждевременное возвращение французского короля наносило чувствительный ущерб делу крестового похода. Ричард со своим пылким рыцарским характером, лишённый политического чутья, являлся слабым соперником Саладина, умного и хитрого политика.

Ричард, оставаясь в Акре, ожидал исполнения со стороны Саладина остальных пунктов мирного договора. Но Саладин, понимая, что армия крестоносцев уже не представляет опасности, отказался возвратить Иерусалим, не освобождал пленников и не платил военных издержек. Тогда Ричард велел заколоть до 2 тыс. знатных мусульман, которые находились в его руках в качестве заложников. Саладин не замедлил ответить тем же.

Ричард не предпринял никаких решительных действий против Саладина, ограничиваясь мелкими нападениями. Ги де Лузиньян, вражду которого к Конраду Монтферратскому можно объяснить только завистью, уговаривал Ричарда очистить от мусульман прежде всего береговую полосу. Его поддерживали также и венецианцы, в чьих интересах было избавиться от конкурентов в средиземноморской торговле. Ричард, поддавшись этому влиянию, двинулся из Акры на Аскалон.

Саладин не ожидал подобного бессмысленного шага со стороны Ричарда. Он велел срыть крепкие стены Аскалона и превратить в груду камней сам город. Всю осень 1191 и весну 1192 Ричард стоял во главе крестоносного ополчения. Три раза Ричард собирался идти на Иерусалим; само войско его сознавало, что оно не исполнило ещё своей задачи и побуждало короля к тому же. Но каждый раз сумасбродные идеи заставляли его останавливать марш и двигаться назад.

К началу 1192 в Азию пришли известия из Франции, которые обеспокоили Ричарда. Филипп, приехавший во Францию, начал мстить английскому королю и посягать на его французские владения. С этой целью он вступил в переговоры с братом Ричарда, Джоном (будущим королём Джоном Безземельным). В то же время Конрад Монферратский, понимая, что христианам едва ли удастся победить Саладина, начал переговоры с последним, выговаривая у него для себя Тир и Акру и обещая за это соединиться с ним и одним ударом уничтожить Ричарда.

Тогда Ричард, поставленный в затруднительное положение делами на Востоке и беспокоясь за свои английские владения, которым угрожал французский король, употребил все средства для того, чтобы войти в соглашение с Саладином и 1.09.1192 заключил с ним перемирие на 3 года, 3 месяца и 3 дня.

Этот постыдный для чести Ричарда и всего христианства мир оставлял за христианами небольшую береговую полосу от Яффы до Тира; Иерусалим и Святой крест оставались во власти мусульман. Христиане могли свободно приходить на поклонение святым местам. Через три года христиане обязывались войти в новые соглашения с Саладином, которые, само собой разумеется, должны были быть хуже предыдущих. Этот бесславный мир лег тяжёлым обвинением на Ричарда. Христиане даже подозревали его в измене и предательстве; мусульмане упрекали его в чрезмерной жестокости. Так бесславно закончился Третий крестовый поход.

В окт. 1192 Ричард оставил Сирию. Для него, однако, возвращение в Европу представляло немалые затруднения, так как у него везде были враги. После долгих колебаний он решился высадиться в Италии, откуда предполагал пробраться в Англию. Но в Европе его сторожили все враги, которых он нажил немало. Около Вены в Австрийском герцогстве его узнали, он был схвачен и заключён герцогом Леопольдом в тюрьму, где содержался около двух лет. Только под влиянием Папы римского он получил свободу. За его свободу Англия заплатила до 23 тонн серебра.

На главную страницу