История папства.


Титул "Папа" (от греч. отец) до конца V века употреблялся как почётное наименование всех епископов; с конца V века он относился, главным образом, к римскому apxиeпископу, а с 1075 — исключительно к нему.

Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II веке римский епископ Виктор I в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской Церкви. В III веке, римский епископ Стефан I, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов.

Уже в середине II века авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии. Приматство римского епископа опиралось на политическое и культурное значение императорского Рима: Папа жил в "вечном" Риме, столице миpa. Римские императоры были и верховными жрецами: название это — Pontifex maximus — перешло к Папе, который как бы взял в свои руки наследие императоров.

Ещё большую силу имело религиозное оправдание первенства Рима. По установившемуся преданию, римская Церковь была основана апостолами Петром и Павлом; отсюда выводилось, что учение Христа сохранилось в полной чистоте только в Риме. Как апостол Пётр — первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и Папа должен быть главой всех епископов. Папы называли свои владения наследием Петра (Patrimonium Petri).

На поместном Сардиникийском соборе в 347 Папе Юлию I были предоставлены значительные права: к Папе могли поступать жалобы от всех Церквей. Авторитет Пап особенно увеличился во время возникновения ересей. Западная Церковь отличалась твёрдостью в сохранении преданий, духом единомыслия и церковным послушанием. Во время ожесточенных распрей Папа непоколебимо держался никейского символа веры. Он становится судьей догматических споров; к нему обращаются императоры и патриархи.

Возвышению папства содействовало и географическое положение Рима, как центра между Западом и Востоком. С IV до VIII века папство оказало очень много услуг Риму и Италии, поэтому оно быстро приобрело политическое влияние. Папа Иннокентий I впервые обосновал религиозный авторитет римской Церкви, провозгласив, что источник власти Папы — верховенство апостола Петра и ему принадлежит право разрешать вопросы о догматах и всякие другие церковные споры.

Лев I Великий и его преемники развили учение о превосходстве духовной власти. С падением Западной Римской империи Папа остался первым лицом в Риме, главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. Весь авторитет, который приобрёл Рим в течение веков, сосредоточился на римских Папах, которые были настолько влиятельны, что варвары, разрушившие империю, из язычества или арианства обратились в католичество. Особенно важное значение для усиления папского авторитета имело обращение франков, при Хлодвиге (496).

С V века столкновения римских Пап с восточными епископами сделались особенно резкими. Уже на Халкедонском Вселенском соборе (451) представители римской Церкви требовали признания верховенства Пап в религиозных распрях. Спор между Папой Феликсом III и константинопольским патриархом Акакием сделал отношения между Церквами греческой и римской очень натянутыми.

VI столетие было тяжким временем для папства. Сначала, в эпоху готских войн, на папский престол влияют короли-варвары, потом, в эпоху византийской власти над Италией — император, который считал себя единственным и всемирным владыкой, а потому подчинил себе и церковные дела. Римские епископы назначались императором, в зависимости от придворных партий.

Папе Агапиту I, протестовавшему против назначения Аноимия патриархом Константинополя, император Юстиниан пригрозил изгнанием. Папу Сильверия императрица Теодора лишила сана. Его преемник, Вигилий, обвинялся в непристойных интригах, в жалкой угодливости перед императором. Тем не менее папство в это время усилилось.

Запад сочувствовал римской Церкви, порицал еретиков-королей и вмешательство Константинополя. Ещё при Теодорихе Папа считался как бы представителем Нижней Италии. Во время византийского господства римский епископ наравне с экзархом управлял Италией, был полным хозяином в Риме.

Нашествие лангобардов ещё более укрепило авторитет папства. Папа Григорий I Великий увеличил богатства римского епископа и укрепил его нравственный авторитет, высоко подняв его власть, сделавшись защитником населения. Он заключил мир с лангобардами, платил жалованье солдатам и контрибуции лангобардам из церковных сумм. Григорий возвысил монашество и сделал его послушным орудием Св. Престола. В его руках сосредоточились громадные земли — в Галлии, Далмации, Африке, Азии. Он придал внешний блеск католичеству, установив его обрядность.

В VII веке папство находится в сильной зависимости от византийских императоров, которые присвоили себе право утверждения избранных Пап, в результате чего большинство Пап этого периода — греки или сирийцы. Тем не менее Папы энергично участвуют в спорах с монофелитами и монофизитами. Папа Мартин I на Латеранском соборе (649) осудил указ императора Константина II и отказался подчиниться экзарху, за что был сослан в Крым, где умер в изгнании.

Столкновения с императорами продолжались и при Юстиниане II. Папа Сергий I нашёл сильную поддержку в населении Италии и искусно пользовался ею в борьбе с иконоборством. В 728 Лев Исаврион велел схватить Папу Григория II и отправить его в Константинополь, после того как тот отказался от исполнения эдиктов. Но на защиту Папы поднялся народ.

Григорий III продолжал борьбу с иконоборством. Новые столкновения с лангобардами заставили его обратиться за помощью к Карлу Мартелу. Папа Захарий I с той же целью одобрил намерение Пипина Короткого сделаться королём, а его преемник Стефан III заключил с Пипином союзный договор, помазал на царство Пипина и двух его сыновей и получил на основании подложного документа, известного под названием "Вено Константиново" дарственную запись, признававшую за Папой светскую власть над Италией и островами.

После того, как Папа сделался светским государем, внутреннее противоречие аскетического идеала апостольского служения Богу со светской властью явилось опасным врагом нравственной чистоты папства. Трудно было сохранить и приобретённую светскую власть, которую пришлось защищать не только от императора и от лангобардов, но и от римской аристократии, поскольку папский престол сделалось соблазнительным для герцогов, баронов, желавших сделать Папу игрушкой в руках дворянства. Герцог Тотон хотел убить Павла I, а после его смерти — возвести на престол своего брата.

Помощь против аристократии папство нашло у Западных императоров. Карл Великий рано начал вмешиваться в церковные дела. Он председательствовал на Франкфуртском синоде, руководил прениями, несмотря на присутствие папских легатов. Завоевав лангобардское королевство, Карл не отдал его Папе, а присоединил к своим владениям. Во время междоусобий в Риме, когда Папа Лев III чуть не погиб, Карл явился судьей, и Папа был оправдан.

В результате Карл Великий занял место византийского императора по отношению к Папе и привело к разрыву между Востоком и Западом. Провозглашается догмат, по которому "римский император и Папа — два меча, которые ниспосланы на землю для защиты христианства: духовный меч — Папа, светский — император". Они должны совместно водворять на земле царство Божие.

Однако не довольствуясь духовным владычеством, Папы начинают стремиться к господству и над государствами, из-за чего вступают в борьбу с императорами, королями и епископами. При этом Папы ловко пользовались обрядом коронования, стараясь провести то убеждение, что коронование Папой необходимо для императора.

В IX веке папская власть настолько окрепла, что Пасхалий I обошёлся без утверждения императора. Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Папа принимает на себя роль судьи в делах императорского семейства. В споре сыновей Людовика Благочестивого Григорий IV принял сторону Лотаря, выставляя себя посредником, желающим прекратить раздоры.

Выразителем таких стремлений папства был Николай I Великий. В своих многочисленных письмах он высказывал мысль, что папство занимает мировое, центральное положение. Он унизил императорскую власть, показав в деле Лотаря II, что Церковь может привлечь к своему суду и коронованных особ. На основании лжеисидоровых декреталий ему скоро удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Западной Европы.

В 1054 Николай торжественно короновался папской тиарой. Достигнув большой силы на Западе, папство заявляет свои притязания и на Восточную Церковь. Дело о низложении Фотия возбудило горячую переписку между Константинополем и Римом, и этим было положено начало разрыву между церквами, окончательно совершившемуся в XI веке.

Первые преемники Николая I действовали довольно удачно. Иоанн VIII при коронации Карла II Лысого заявил, что право располагать императорской короной принадлежит только Папе. Своими многочисленными постановлениями в пользу епископов он упрочил солидарность интересов папства и епископов.

Однако после его смерти настало глубокое политическое и нравственное падение папства, длившееся почти два века. Владения римской Церкви сделались предметом феодального раздробления. Большинство Пап в промежуток с 882 по 1046 безнравственны и ничтожны. С 882 по 962 папство находилось в зависимости от Сполетских и Фриульских герцогов, которые вовлекали Св. Престол в свои распри.

Распутные женщины возводили на папский престол своих любовников. В начале Х века в течение восьми лет было возведено и низвергнуто 8 пап. Общая разнузданность, утончённый разврат, жестокость, невежество, безнравственность, грубое cyeверие характеризуют папство этого столетия. Почти всю первую половину Х века престол находится в руках знатных, безнравственных римлянок Теодоры и её дочерей Марозии и Теодоры, так что весь этот период называется правлением блудниц.

Папа Стефан VII устроил омерзительное представление, т.н. "трупный синод", на котором судил Папу Формоза, полгода пролежавшего в могиле.

Большинство Пап умирало преждевременной смертью. Безнравственность на престоле достигла ужасных размеров. Иоанн XII открыто завёл гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, обряды рукоположения совершал в конюшне. Бенедикт IX сделался Папой в 12-летнем возрасте, вёл безнравственную и распутную жизнь, выгодно продал папский престол.

После целой эпохи "порнократии", как называют 50-летний период папства во 2-й половине X века, появляется аскетический Папа, Григорий V, возведённый своим радственником императором Оттоном II. Григорий мечтал поднять церковь, покровительствовал клюнийскому ордену. Энергично принялся за исправление церкви и Оттон III. Он сместил Иоанна XVI, выбранного римской знатью, велел ослепить его, отрезать нос, уши, язык и возить его в таком виде по улицам Рима.

После внезапной смерти Григория V Оттон III возвёл на престол знаменитого Сильвестра II одного из наиболее образованных людей своего времени. Отличаясь политическим тактом и дипломатической ловкостью, новый Папа подчинил себе императора. Он провозгласил необходимость отмены симонии, был идеологом клюнийского движения и при этом старался использовать для укрепления папства императорскую власть.

Со смертью Оттона III могущество папства упало и оно снова стало жалким орудием в руках партий, не выдвигая ни одного выдающегося имени. В поддержку Пап были предприняты походы немецкими королями Генрихом II и Конрадом II, но как только их войска удалялись из Италии, там возобновлялись прежние беспорядки.

Анархия дошла до того, что в Риме очутилось одновременно трое Пап — Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. Чтобы восстановить порядок, призвали на помощь императора Генриха III. По его требованию на Сутрийским соборе все три Папы были низложены, и на папский престол был возведён Климент II. С этого времени начинается возрождение папства.

При Льве IX, стороннике клюнийского движения, были запрещены симония и брак для духовенства. Его спор с константинопольским патриархом Михаилом Керуларием кончился решительным разделением церквей.

Григорий VII (Гильдебранд) с его грандиозными церковно-политическими амбициями, определил своей деятельностью всё дальнейшее течение истории папства. На Латеранском соборе в 1059 Гильдебранд, ещё не будучи Папой, провёл решение о выборе понтифика коллегией кардиналов, тем самым исключив вмешательство в выборы императоров и римского народа. Дело римской всемирной теократии было завершено запрещением инвеституры, вследствие которого светская власть лишалась почти половины своих владений.

Началась жестокая борьба между папством и светской властью. Григорий VII вызвал против себя оппозицию не только императора, оттесняемого на второй план, не только духовенства, недовольного целибатом, но и баронов, а также привилегированных и богатых граждан. Свои требования ленной зависимости Папа предъявил Англии, Испании, Богемии, Венгрии, Скандинавии, Польше, даже Poсcии, но, не имея возможности бороться со всей Европой, сосредоточился на борьбе с империей.

На его стороне были массы, ненавидевшие развратное духовенство, угнетённые феодалами крестьяне и фанатичные монахи, а также право отлучения — опасное оружие не только против светских и духовных феодалов, но и против императоров. Борьба Папы с Генрихом IV имела полный успех: император, отлучённый от Церкви, в Каноссе во власянице, босой, в зимнюю стужу, три дня умолял Папу о прощении.

Преемники Григория продолжали начатую борьбу настойчиво и успешно. Враждебная папству партия мало-помалу должна была смириться. В XII веке всюду были уничтожены браки духовных лиц. Однако вопрос об инвеституре продолжал возбуждать упорную борьбу. Пасхалий II предложил императору отказаться от инвеституры, а епископам — от всех светских владений. Неясность конкордата и теократические стремления папства были причиной его дальнейшей борьбы с императорами, в которой оно одержало полную победу.

Усилению западной Церкви и папству много помогли крестовые походы. Во главе движения стали Папы; благодаря многочисленным пожертвованиям отправлявшихся в Палестину князей и баронов, церковь приобрела громадные богатства. Влияние папства распространилось и на Востоке. Вновь образовавшиеся духовные рыцарские ордена (госпитальеры (иоанниты), тамплиеры, Тевтонский орден) были могущественным орудием в руках папства.

Образовавшимся во второй половине XI и XII веков новым монашеским орденам Папы предоставили всевозможные привилегии. Особенную услугу папству оказали нищенствующие ордена (доминиканцы и францисканцы). С их поддержкой папство окончательно сокрушило империю.

Искусный и упрямый политик, Александр III смело выступил против Фридриха I Барбароссы, доказывая, что императорская власть есть бенефиция Папы, отлучил императора от Церкви и повторил с ним каносскую сцену. Он покарал и английского короля Генриха II за его попытку ограничить папскую власть в Англии и за yбийство Томаса Бекета.

Полного триумфа папство достигло при Иннокентии III, когда вся Европа склонилась перед папским престолом. По его словам, "Папа занимает середину между Богом и человеком". В сношениях с королями он принимал тон сюзерена, с притязаниями на непогрешимость и в политических делах. Папы стали вести себя по-царски, носили двойную, а потом тройную корону, выражались в буллах тоном государей.

С самого начала XIII века Папы сделались совершенно самостоятельными владыками Рима. Император Оттон IV отказался от права патронатства над Римом, за что получил, "милостию Божией и папской", сан короля. Пользуясь борьбой Оттона с Филиппом Швабским, Иннокентий взял на себя роль судьи в Германии. Филипп II Август Французский объявил себя покорным Папе, Джон Безземельный Английский тоже признал себя в ленной зависимости от Папы.

При Иннокентии III папство с особенной энергией пыталось влиять на Восток, чему значительно способствовали крестовые походы. В 1204 Константинополь был взят крестоносцами и главный центр православия на Востоке был сокрушён. Папа писал письма к государям сербским и болгарским, к русским князьям, приглашая всех подчиниться Западной Церкви. На соборе в 1215 ввиду привязанности Восточной Церкви к своему богослужению, была принята новая система латинской пропаганды в православных странах, т.н. униатская.

Могущество папства было обосновано тем, что в каноническое право было введено учение о превосходстве папской власти над светской и о праве Пап вмешиваться в дела государей. Римский престол был верховным трибуналом для всех церковных, нравственных и политических дел.

Последняя крупная победа папства состояла в уничтожении Гогенштауфенов, вместе с империей. Фридрих II, последний замечательный средневековый император, не мог выдержать борьбы, так как средневековая империя уже утратила свой смысл. Папы Григорий IX и Иннокентий IV восстановили против него множество врагов в Италии, в Германии, по всей Европе, предали его проклятию на Лионском соборе, проповедывали против него крестовый поход — и Фридрих смирился.

Со времени казни Конрадина (1268) Папы не имели соперников в Италии. Германские Габсбурги признавали себя ленниками Пап. Вследствие падения императорской власти и раздробления Германии на княжества папская курия полновластно хозяйничала в немецких землях.

Культурное значение папства в Средние века было очень велико. Оно сблизило народы Запада в одно громадное целое, дало Европе определённое миросозерцание, явившееся великой объединяющей силой; оно воспитывало, умственно и нравственно, средневековое общество. Папа держал в руках королей-варваров и варварские народы, вносил дух законности и призывал к идеалу христианской нравственности.

Но эта высокая миссия папства продолжалась лишь до его решительной победы. Поднявшись на недосягаемую высоту, оно не могло удержаться на ней; уже в XIV веке начинается его падение. По мере возрастания папского самовластия Западная Церковь утрачивала здоровые элементы. Могущество иерархии портило нравы духовенства. Отовсюду слышались жалобы на деспотизм, корыстолюбие курии и разврат.

В своем стремлении к беспредельной власти папство видоизменило первоначальную миссию Церкви. Христианская религия понималась папством слишком материально — и эта материализация Церкви вызвала глубокую оппозицию. И религиозное чувство, и научная мысль, и светское государство соединились в борьбе против папства.

К церковным наказаниям привыкли; слишком уже часто Папы прибегали к отлучению и интердикту. Народы Запада выходят из-под папской опеки и требуют коренных церковных реформ. В победе папства над империей уже содержатся признаки его разложения. Видимый упадок папской власти начался с Бонифация VIII. Высокомерный и властолюбивый, глубокий знаток права, Бонифаций предъявлял те же притязания, что и Григорий VII и Иннокентий III.

Но ему пришлось претерпеть жестокий удар от Филиппа IV Французского. Борьба между Церковью, с ее космополитической силой, утверждавшей, что она выше государства, и государства с его национальными интересами была неизбежна. Поводом к разрыву был вопрос о налогах: Филипп, испытывавший нужду в средствах, не хотел, чтобы деньги из Франции шли в папскую казну, а Папа не желал, чтобы духовенство платило королю.

Оба противника принципиально обосновали свои взгляды, основываясь на текстах Св. Писания. Филипп провозгласил королевскую власть независимой от папства. Борьба окончилась поражением папства, которое было поставлено в полную зависимость от Франции. Одного из ближайших преемников Бонифация, Климента V, Филипп склонил переселиться в Авиньон, находившийся на территории Франции и принадлежавший папскому престолу. Наступило время т.н. "Авиньонского пленения" Пап (1308-1377), их рабской зависимости от французских королей.

Папство утратило своё влияние на другие страны, хотя и не отказывалось от прежних своих притязаний. Доходные юбилеи Пап учащались, симония превратилась в постоянный источник папской казны, установлено было множество новых поборов со всех Церквей. В руках Пап скопились громадные богатства. Всё это возбуждало против папства оппозицию и протесты.

Оппозиция против теократизма и католической Церкви приняло характер политический, национальный и социальный. Когда Папа Иоанн XXII отлучил от Церкви Людвига IV Баварского, на защиту императора выступили знаменитые учёные того времени.

В Германии государственные чины в 1338 постановили считать империю независимой от Пап. Политическая оппозиция папству в Англии особенно усилилась при Эдуарде III, который запретил обнародование папских булл, противных правам короля и его подданных, а также отказался платить Папе ленную подать. Оппозиция против Папы велась и в Италии, где в 1327 съезд гибеллинов объявил Папу еретиком.

Общее недовольство заставило Пап в 1377 вернуться в Рим, где после смерти Папы Григория XI по требованию римского населения был выбран Урбан VI, задумавший церковные преобразования. Французские кардиналы, привыкшие к распущенности авиньонской жизни, выбрали Климента VII. С этого времени начался "Великий раскол" в Западной Церкви, продолжавшийся сорок лет.

Римская и авиньонская курии выбирали каждая своего Папу. Одни страны Европы признавали римского Папу, другие — авиньонского. И те и другие осыпали друг друга проклятиями и своими разоблачениями раскрывали миpy позорные страницы из жизни Пап. Раскол подорвал моральное и политическое влияние папства.

Идея соборной реформы, давно уже глухо проводившаяся, теперь сделалась общим требованием. На вселенских соборах в Пизе (1409), Констанце (1414-1418) и Базеле (1431-1449) тщетно пытались ограничить папскую власть и установить автономные национальные Церкви.

В частности Пизанский собор низложил римского Папу Григория XII и авиньонского Бенедикта XIII и выбрал нового Папу Александра V, но низложенные Папы не отказывались от своих притязаний, в результате начался период "троепапства".

Скоро Александр V умер и его место занял антипапа Иоанн XXIII. По настоянию императора Сигизмунда в 1414 был созван Констанцский собор, который прекратил схизму, но реформу церкви провести не мог. Новый Папа Мартин V заключил с нациями отдельные конкордаты и всё оставил по-прежнему.

Неудовлетворительность результатов Констанцского собора побудила созвать в 1431 Базельский собор, встретивший сопротивление в Папе Евгении IV, который созвал свой, Феррарский собор. К концу XV века Папы сумели аннулировать все постановления Базельского собора, подрывавшие их авторитет. Taк, Калликст III объявил все конкордаты уступками, сделанными папой, а Пий II отверг возможность аппелировать к собору на Папу.

Не встречая ограничений своему произволу, Папы сделались настоящими светскими государями и обратили религию в средство политического усиления. На папском престоле в XV веке сидят воины, политики, меценаты и гуманисты. Политические интриги и светские интересы полностью поглощали жизнь понтификов, которые нисколько не интересовались делами Церкви, а видели в ней лишь надёжный источник доходов.

Каждый Папа стремится обеспечить в политическом отношении свою родню; непотизм достигает возмутительных размеров. Состояние Италии в XV в. давало полный простор крайней неразборчивости в средствах и развило величайший цинизм, маскируемый лоском гуманизма. На папском престоле сидят открытые развратники — Павел II, Сикст IV и Иннокентий VIII, всю жизнь занятый устройством своих многочисленных незаконных сыновей и дочерей, за что был прозван "отцом отечества".

В конце XV века появился Александр VI (Родриго Борджиа), имя которого — синоним всякой низости и ужасающей безнравственности. Его понтификат прозван царством Венеры. За этим последовало царство Марса, в лице Юлия II, кондотьера с головы до ног, лично предводительствовавшего своими войсками на войне.

В лице Льва Х настало царство Минервы. Любивший пожить в своё удовольствие, Лев X, судя по отзывам современников, откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой. В 1516 он продал Франциску I право назначать епископов во Франции (Болонский конкордат). При нём папский двор был самым весёлым в Европе (Лев Х умер неоплатным должником).

Глубокая деморализация, охватившая римскую кypию, отразилась на всей Западной Церкви. Высшее духовенство утопало в роскоши и светских удовольствиях, низшее — в разврате и невежестве. Народ коснел в грубом суеверии. Монашество вследствие своей испорченности вызывало против себя религиозно-нравственный протест и eдкие насмешки.

Церковь погрязла в меркантелизме и формализме. Культ святых получил полуязыческий характер, внешняя обрядность считалась главным средством угодить Богу, грех признавался формальным нарушением. В индульгенциях лучше всего выразилась беззастенчивая эксплуатация суеверия, производившая соблазн в обществе.

В конце XV века обличителем безнравственности духовенства явился Савонарола. Ещё раньше Уиклиф в Англии и его последователи лолларды, Гус в Чехии и гуситы, множество еретиков и сектантов привели всю церковную жизнь в глубокое движение, которое окончательно разразилось над римской Церковью в XVI веке в виде Реформации.

Религиозная реформация была протестом против "порчи Церкви" в "главе и членах". Быстрые успехи Реформации вызвали католическую реакцию, последовавшую за реформациями протестантской и сектантской. Главным орудием реакции стал Орден иезуитов.

Одновременно в Риме было учреждено верховное инквизиционное судилище, организована строгая книжная цензура и созван Триентский собор (1545-1563), возродивший реакционный католицизм, возведший в степень догматов учение о главенстве Пап и о чистилище, утвердивший безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом и т.д.

Постановления Триентскаго собора встретили сопротивление во Франции, Испании и Польше. Ужасным орудием реакции была инквизиция, во главе которой стал Папа Павел IV. Политика папства в эту эпоху сводится к союзу с католическими государями. Оплотом католицизма стала Испания особенно во время правления Филиппа II.

Пий V, фанатик, аскет и враг еретиков, энергично преобразовал церковь в духе постановлений триентского собора: ходил в процессиях босой и без тиары, уничтожил непотизм, требовал строгости нравов от духовенства. Нарушителей папских прав и еретиков он предал анафеме своей буллой, вызвавшей протест всех католических государей.

Таким же характером отличался и понтификат Григория XIII, приведшего в порядок каноническое право и исправившего календарь. Одним из замечательнейших Пап XVI века был Сикст V, мечтавший возвратить папству прежний блеск и силу светских государей. С беспощадной жестокостью он подавил анархию в Папской области.

Политические тенденции Сикста V особенно умело поддерживали Климент VIII, высвободившийся из-под зависимости от испанского короля, и Урбан VIII, заявлявший притязания на всемирное владычество, которые в XVII веке были уже анахронизмом. В католических странах Европы обнаружилось стремление ограничить влияние Пап не только в светских, но и в духовных делах. По Вестфальскому миру в 1648 было признано религиозное равпоправие за протестантами Германии.

Поддерживаемый французским духовенством, Людовик XIV Французский в 1682 восстановил независимость "галликанской" церкви во Франции, несмотря на все протесты Папы Иннокентия XI. XVIII век — эпоха "просвещения" и "просвещённого абсолютизма" — был проникнут антицерковным направлением, и папство со всех сторон подвергалось ударам.

Борьба с католицизмом и феодализмом приняла в этом веке решительный характер. Всеобщая ненависть против иезуитов привела почти к повсеместному их изгнанию. Когда португальский министр Помбаль издал указ об изгнании иезуитов из Португалии (1759), Папа Климент XIII издал буллу в защиту иезуитов, после чего Помбаль прервал всякие сношения с Римом. За Португалией последовали Франция, Испания, Неаполь, Парма. Его преемник Климент XIV, избранный враждебной иезуитам партией, осудил учение иезуитов и в 1773 издал буллу, совершенно уничтожавшую иезуитский орден.

Во второй половине XVIII века сильное движение против папства возникло в Германии, где архиепископы пытались освободить национальную церковь от римского влияния. Особенно сильный удар папству нанёс император Иосиф II, старавшийся сделать Австрию самостоятельной по отношению к Риму, а духовенство подчинить государству. Более 700 монастырей было уничтожено, а их собственность секуляризована; из ведения духовенства были изъяты книжная цензура и школы.

Французская революция нанесла папству ещё более тяжкий удар. Конец XVIII века — эпоха крайнего унижения церкви. Борьба с католико-феодальным строем в эпоху революции ведется не только во имя начал государственности, но и во имя естественных прав личности. Духовные лица уравниваются в правах со всеми остальными гражданами государства. Жестокий удар социальному могуществу духовенства был нанесен национальным учредительным собранием. Были уничтожило все церковные титулы, отменило утверждение епископов Папой, монашеские ордена.

В 1796 генерал Бонапарт перешёл через Альпы и занял Ломбардию. Двинувшись в Папскую область, Наполеон изгнал из Болоньи папского легата. Устрашённый Папа Пий VI отказался от своих притязаний на Авиньон, согласился на занятие французами Феррары, Анконы и Равенны и уплатил Франции 20 млн. фр.

Начавшаяся демократическая революция закончилась провозглашением 16.02.1798 римской республики. После отказа Пия VI отречьcя от светской власти он был заключён под стражу, перевезён во Францию, где и умер. После поражения французов в битве при Нови 15.08.1799 Панская област была восстановлена и на римский престол вступил Пий VII.

Позже совершилось примирение католической церкви с французской республикой. Посредством конкордата, заключенного Наполеоном с Пием VII, католицизм во Франции перестал быть государственной религией; духовенство было поставлено в полную зависимость от светской власти, сделавшись послушным орудием Наполеона. Конкордат сделал из духовенства "нечто в роде духовной жандармерии". Считая себя преемником средневековых императоров, Наполеон заставил Папу приехать в Париж на свою коронацию, которая была рядом мелочных унижений для Папы.

Существование Церковной области было, по мнению Наполеона, "безобразием". Вследствие отказа Папы распространить постановления конкордата на венецианскую область, французы заняли Анкону, Фермо, Урбино и, наконец, Рим. Наполеон объявил прекращение светской власти Папы. За отлучение императора от Церкви Папу насильно перевезли во Францию, где он оставался до падения Наполеона. Папская область была обращена в провинцию французской империи.

После падения Империи общеевропейская реакция была особенно сильна в Папской области. Пий VII восстановил орден иезуитов, опротестовал решения государей на венском конгрессе относительно Авиньона и секуляризации духовных курфюршеств в Германии. В эту эпоху папство служит воплощением крайней реакции. Иезуиты снова появились во всей Европе, возбуждая всюду ненависть. Преемники Пия VII, Лев XII и Пий VIII, действовали в том же реакционном направлении.

Однако и революционные стремления в Италии больше всего проявлялись в Папской области. Борьбу с революционерами повёл Папа Григорий XVI, подавивший движение при содействии Австрии. Папа усилил свою власть призывом шаек разбойников под знамена Св. Петра. До самой смерти Григория тюрьмы были переполнены политическими заключёнными. Григорий XVI отличался крайним реакционизмом вплоть до запрета строительства железных дорог в своих владениях.

Вступление на престол Пия IX (1846-78) было встречено общими надеждами. В это время итальянские патриоты мечтали возродить Италию обновлением папства, восстановлением его прежней святости и силы, постановкой его во главе национальных стремлений к самостоятельности и объединению Италии. Папа обнародовал всеобщую амнистию, разрешил постройку железных дорог, открыл двери тюрем.

Римом овладел величайший энтузиазм. Папа изъявил согласие на введение конституции, отделил в Папской области церковные дела от светских, составил либеральное министерство. Впервые папство боролось за свободу народа. Однако образ действия Папы отличался постоянными колебаниями. В ноябре 1848 он ввиду успехов республиканской партии бежал в Гаету и отдал себя под покровительство неаполитанского короля.

В Риме была провозглашена республика, задушенная французским оружием. В апр. 1850 Папа вернулся в Рим; его власть была восстановлена с помощью казней, тирании, инквизиции и абсолютизма. Это ускорило дело объединения Италии.

Император Франции Наполеон III решил образовать итальянское королевство под властью сардинского короля Виктора-Эммануила II с включением в него северной части Папской области. Объединение Италии в 1860-1861 отделило Романью от папских владений, а затем, несмотря на вcе проклятия папы, и Умбрию. 24.03.1861 парламент признал Рим "будущей столицей Италии".

В 1862 (и затем ещё раз в 1867) Гарибальди сделал неудачную попытку овладеть Римом. По франко-итальянскому соглашению (1864), Рим оставался за Папой, охраняемый французским гарнизоном. В 1864, неожиданно для всех, Папа издал энциклику и силлабус ("Список важнейших заблуждений нашего времени", включающий пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, тайные и библейские общества, принципы свободы совести и отделения Церкви от государства и т.п.), с средневековой точки зрения предающие анафеме всю новейшую культуру Европы.

Ещё в 1854 Папа провозгласил новый догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы. Ватиканский собор (1869-1870) установил первенствующее положение Папы и принял догмат о папской непогрешимости. Достигнув величайшего могущества в духовных делах, Папа в то же время безвозвратно потерял светскую власть. Сначала итальянское правительство тщетно пыталось убедить Папу добровольно уступить свои владения.

После поражения Франции в войне с Пруссией французский гарнизон покинул Рим, который 2.09.1870 сдался итальянским войскам после 3-часового обстрела. Папская армия была распущена, Церковная область включена в состав итальянского королевства; светскому владычеству Папы был положен конец. Папа по-прежнему пользовался всеми правами главы церкви: его особа признана священной и неприкосновенной, ему предоставлены ранг и почести монарха. В его владении оставлены Ватиканский дворец, Латеранская базилика и вилла Кастель Сан-Гандольфо.

Однако Папа отказался от содержания, предложенного ему итальянским королём, и разыгрывал роль "ватиканского пленника". Ультрамонтаны настойчиво требовали, чтобы Папе были возвращены права светского государя. Во Франции даже поднимался вопрос о крестовом походе для освобождения "ватиканского пленника".

Последствия провозглашения догмата о папской непогрешимости были неблагоприятны для католической церкви: многие правительства (австрийское, баварское, баденское, вюртембергское) не признали его. В Германии и Пруссии между улътрамонтанами и правительством возникла борьба, которая привела к ограничению прав католической церкви. Иезуиты были изгнаны из Германии, т.н. "майские законы" 1873 года точно разграничили сферу деятельности государства и церкви и установили контроль государства над школами. В виде ответа на энциклику, осуждающую "майские законы" министр духовных дел прекратил выдачу жалованья римско-католическим епископам.

Преемник Пия IX, Лев XIII, обладавший большим политическим тактом и умеренностью, чрезвычайно умело воспользовался общеевропейской реакцией для упрочения своего авторитета. Он добился отмены всех важнейших постановлений "майских законов". Взаимные отношения между императором и Папой улучшились. К протестантам Папа относится резко враждебно. Папство при нём достигло высокой степени значения в Европе.

piy10"Пий X опубликовал в 1907 энциклику против модернизма, против которого началось суровое и систематическое гонение. Считая габсбургскую монархию оплотом католицизма в Европе он поощрял агрессивную политику Австро-Венгрии.

Его преемник "Бенедикт XV, избранный после начала Первой мировой войны, которую Бенедикт назвал "самоубийством Европы", неоднократно обращался к враждующим сторонам с просьбами о примирении, о прекращении огня на Рождество, с предложением планов мирного урегулирования, но, как правило, эти просьбы игнорировались.

Пий XI расширил дипломатические связи Св. Престола. Благодаря заключённым им в 1929 Латеранским соглашениям с фашистской Италией Ватикан приобрёл статус независимого государства, после чего было заключено более 45 конкордатов, в т.ч. в 1933 с гитлеровской Германией.

Папа осудил христианские гонения в СCCP и выступил с призывом к крестовому походу против СССР. В 1937 он выступил с энцикликой против коммунизма.

Его преемник Пий XII в 1937 издал энциклику, осуждавшую нацизм и расизм. В годы второй мировой войны (1939-1945) способствовал сепаратным переговорам США и Англии с представителями антигитлеровской оппозиции, а в 1949 объявил отлучение от Церкви тем, кто сотрудничает с властями социалистического блока.

Однако изменившиеся реалии повлияли и на папство. Папа Иоанн XXIII взойдя на папский престол в 1958, выступал за мир и мирное сосуществование государств с различными социальными системами независимо от господствующей в них идеологии и стремился модернизировать католическую церковь в связи с изменившимися в мире условиями.

Он официально признал революцию на Кубе, а в дни Карибского кризиса обратился с воззванием ко всем руководителям стран с призывом прекратить эскалацию международного конфликта и предотвратить третью мировую войну.

На Втором Ватиканском соборе, на котором в качестве наблюдателей присутствовали представители православной Церкви, он призвал обновить доктрину современной католической церкви и способствовать процессам экуменизации в рамках всего христианского мира.

Его политику продолжали Павел VI и Иоанн-Павел I, отказавшийся от тиары, символизируя этим отказ от притязаний на светскую власть. Ещё дальше пошёл Папа Иоанн-Павел II. Он стал первым Папой, который пошёл на контакты с другими конфессиями. В 1982 он совершил совместное богослужение с архиепископом Кентерберийским (англиканская церковь). В 1985 Папа выступил в Марокко, где он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман. В 1986 Папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, а в 2000 посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, святыни иудаизма. В 2001 Иоанн-Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Иоанн-Павел II проявил себя неустанным борцом как против коммунистических идей, так и против негативных сторон современной капиталистической системы — политического и социального угнетения народных масс.

Активно выступая против любых войн, в 1982 во время кризиса вокруг Фолклендских островов он посетил Великобританию и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 Папа осудил войну в Персидском заливе. Когда в 2003 в Ираке снова началась война, Иоанн-Павел II передал американскому президенту резко отрицательное отношение Ватикана к американо-британскому вторжению в Ирак.

Иоанн-Павел II решительно выступал против контрацепции, гомосексуальных браков, эвтаназии, рукоположения женщин в священники, а также поддерживал целибат.

На главную страницу