Пётр

Согласно библейскому преданию, родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Его первоначальное имя было Симон (ивр. — Шимон). Имя Пётр (от греч. — камень, скала) ему дал Иисус.

Он был женат и рыбачил вместе со своим братом Андреем. Став апостолом Иисуса Христа, он сопутствовал ему во всех путях его земной жизни и был одним из любимых его учеников.

Умер в Риме ок.64 во время массовых казней христиан при имп. Нероне (37-68). По христианскому преданию был по собственной просьбе распят вниз головой, так как считал себя недостойным умереть смертью своего учителя.

Католическая церковь чествует его память 29 июня, православная — 12 июля.

Лин

(67-79)

Родом из Тосканы. Лин считается вторым епископом Рима после апостола Петра, хотя протестанты полагают, что он был первым главой общины. По свидетельству Иринея и Евсевия Лин был учеником апостола Павла, им лично рукоположенный.

Лин упоминается в нескольких книгах Нового Завета. Ему приписывается издание постановления о том, что женщины должны находиться в церкви только с покрытой головой. Данные о годе его смерти также разнятся. Утверждается, что Лин принял мученическую смерть, хотя никаких сведений о гонениях на христиан в те годы не сохранилось.

Анаклет (Клет) I

(79–91)

Один из первых епископов христианской общины в Риме. Родился, вероятно, в Афинах. Сведения о преемнике Петра и Лина на Св. Престоле крайне расплывчаты. Историки церкви Ириней, Евсевий и Епифаний считают им Анаклета, называя его также Клетом или Аненклетом.

О деятельности Анаклета известно лишь то, что ему довелось рукоположить нескольких священников. Он принял мученическую смерть в гонение имп. Домициана (51-96) и был похоронен на Ватиканском холме.

Климент I

(92–101)

Родился в Риме в богатой и знатной семье. С детства разлучённый с родителями воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, получил прекрасное образование, был окружён роскошью, приближен к императорскому двору.

Когда в Рим дошли вести о Христе и его учении, Климент оставил дом и имение и отправился в Александрию, где встретил апостола Варнаву. В Палестине Климент принял крещение от апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником. Климент был также сотрудником апостола Павла. Апостол Пётр незадолго до своей смерти рукоположил Климента в епископы города Рима.

Имп. Траян изгнал Климента из Рима, отправив его в Крым на работы в каменоломни недалеко от города Херсонеса, где он продолжал проповедывать христианство.

Апостольская деятельность Климента вызвала гнев имп. Траяна (53-117), и он приказал его утопить. В 101 Климента бросили в море с якорем на шее.

Церковь чествует его память 25 ноября. Его мощи храняться в Киево-Печерской лавре.

Эварист

(97-105)

Умер мученической смертью. Память 26 октября.

Александр I

(105-115)

По происхождению грек. Умер мученической смертью — был сожжён 3.05.115 по повелению имп. Адриана (76-138). Сообщание об усекновении его главы при императоре Траяне или Адриане вероятно связано с отождествлением Папы с другим мучеником — Александром Римским.

Александру приписывается обычай использования святой воды для освящения домов христиан.

Почитается как священномученик, память в Католической церкви — 3 мая, в Православной церкви — 16 марта (по юлианскому календарю).

Сикст I

(115-125)

По происхождению римлянин. Сикст запретил касаться священных сосудов кому-либо кроме священников и запретил епископам, вызванным к Св. Престолу, возвращаться в свои епархии без апостольских писем.

3.04.125 был обезглавлен и почитается мучеником. Память 6 апреля.

Климент X передал часть мощей Сикста кардиналу де Рецу для аббатства Сен-Мишель в Лотарингии.

Телесфор

(125-136)

По национальности грек. С его именем связываются установление ночной службы на Рождество, Великого поста, празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившее после дня весеннего равноденствия, пение гимна "Слава" ("Gloria").

Есть сведения о его мученической смерти при имп. Антонине Пие (86-161). Католики празднуют день Св. Телесфора 2 января, греки — 22 февраля. Св. Телесфор считается покровителем монахинь-кармелиток, а также города Сен-Телесфор в Канаде.

Гигин

(136-140)

Родился в Афинах. Считается, что Гигин установил окончательное деление священнослужителей по степеням иерархии, а также ввёл обычай крестничества.

По легенде, был казнён имп. Марком Аврелием (121-180). Память у католиков — 11 января.

Пий I

(140-154)

Родился в Аквилее (северная Италия). Во время папства подтвердил празднование Пасхи в воскресенье., отлучил от Церкви гностиков.

Во время понтификата Пия I активную деятельность в Риме развернули различные еретики, например гностики Валентин и Цердон, исключённые Пием из общины. Однако посещали Рим и христианские учителя, такие как Св. Иустин.

Пию приписывается основание двух старейших римских церквей: Санта-Пуденциана и Санта-Прасседе.

Казнён имп. Марком Аврелием (121-180). День памяти у католиков — 11 июля.

Аникет

(154-165)

По происхождению сириец. Римская церковь чтит его память, как священномученика, 17 апреля, хотя Евсевий, Ириней и Иероним умалчивают о том, какой смертью он окончил жизнь.

Сотер

(165-174)

Родился в Кампании. Согласно преданиям, ввёл церковное благословение брака, расширил пасхальное богослужение. День памяти у католиков — 22 апреля.

Элевтерий

(174-189)

Родился в Никополе (Эпир), в семье грека по имени Хабундий. Был поставлен диаконом в Риме при Папе Аникете, и, видимо, оставался им и при последующем Папе, Сотере, после кончины которого стал епископом Рима.

Элевтерий боролся с монтанистами, заботился о миссионерстве (якобы отправил послание в Британию). Похоронен в Ватикане. День памяти у католиков — 26 мая; в православии его имя есть в святцах Элладской Церкви.

Виктор I

(189-199)

Родился в северной Африке, служил архидиаконом. После избрания активно участвовал в споре о времени празднования Пасхи. В 196 созвал в Риме собор, на котором был закреплён обычай празднования Пасхи — в воскресенье, следовавшее за Страстной пятницей.

Христианские Церкви в Малой Азии не приняли этих нововведений, за что были отлучены епископом Виктором от Церкви. Этот шаг вызвал к нему оппозицию в западных епископиях, и в результате Виктор был вынужден снять своё отлучение.

Отлучил от Церкви монархианца Феодота за отрицание божественного происхождения Иисуса Христа.

Перевёл богослужение в Риме с греческого на латинский язык.

Зефирин

(199 — 20.12.217)

Как и его предшественник, Зефирин боролся с еретиками, исповедуя, что Христос не только человек, но и Бог. Против ноэтианской школы в Риме Зефирин мер не принимал, так как она не имела ещё тогда еретического характера.

При нём Феодот, римский банкир, и Асклепиодот, ученики еретика Феодота-кожевника, попытались устроить в Риме обособленную церковную общину и уговорили исповедника Наталия быть епископом Рима. Впоследствии Наталий раскаялся и был воссоединён с Церковью.

При нём имп. Септимий Север (146-211) в 202 издал указ о запрещении принятия христианства под угрозой суровых наказаний, но о мучениках этого периода ничего неизвестно.

Каликст I

(217 — 11.10.222)

Сведения о нём не особенно надёжны. Будучи рабом христианского чиновника Каргофора, Каликст за утрату доверенных ему денег подвергся тяжёлому наказанию, а позже был сослан на рудники в Сардинию вследствие столкновения с евреями.

Возвращённый оттуда по ходатайству любовницы императора Коммода, Марции, он при Папе Зефирине был сделан священником, а после смерти Папы выбран римским епископом, хотя другая часть духовенства избрала Ипполита.

Его мученическая кончина подвергается сомнению. Позже Каликст был канонизирован, хотя Ипполит обвинял его в ереси теопасхитов, или патрипассиан.

Урбан I

(222 — 25.05.230)

Святой, родом римлянин, наследовал престол после Каликста I. О жизни его не сохранилось определенных известий. Умер мученической смертью.

Понтиан

(21.07.230 — 28.09.235)

В споре Оригена с Дмитрием, епископом Александрийским, был на стороне последнего. Умер в изгнании на о-ве Сардинии.

Антер

(21.11.235 — 3.01.236)

Как считается, был греком-вольноотпущенником и погиб при имп. Максимине Фракийце (Гай Юлий Вер) (ок.172-238), хотя точные исторические данные на этот счёт отсутствуют.

Фабиан

(10.01.236 — 20.01.250)

Родом римлянин. Занял епископскую кафедру после мученической кончины Св. Антера. По преданию во время выборов на голову Фабиана сел голубь. Считая, что сам Святой Дух указал им кандидата, христиане тут же избрали Фабиана епископом.

Созидал над гробами мучеников храмы и устраивал молитвенные места над пещерами, где скрывались верующие во время гонения.

За время своего понтификата он разделил Рим на семь приходов и провёл реставрационные работы на христианских кладбищах Рима. Также, согласно преданию, Фабиан крестил императора Филиппа и его сына, и отправил семерых епископов в Галлию, чтобы те проповедовали Евангелие.

Обратил многих в христианство. Существует предание, что он крестил имп. Филиппа Аравитянина (Марк Юлий) (ок.200-249).

Фабианом установлено освящать миро в Великий четверг. Он пострадал при имп. Деции (Гай Мессий Квинт) (195-251), будучи зарублен мечом. Мощи его покоятся в Риме, в церкви Св. Пракседы.

Корнелий

(март 251 — июнь 253)

Его соперником был учёный Новациан. Корнелий умер в изгнании, как исповедник. Легенда о его мученической кончине (14 сент.) — позднейшего происхождения.

Луций I

(25.06.253 — 5.03.254)

Родился в семье римлянина Порфириана. Был изгнан из Рима. Существует сказание о его мученической кончине.

Считается покровителем Дании и особенно о-ва Зеландия.

Стефан I

(12.05.254 — 2.08.257)

Родом римлянин. Он требовал повиновения от других епископов, выдвигая особый авторитет римской кафедры как престола Св. Петра. Во время спора о крещении еретиков он властно давал предписания малоазиатской и африканской Церквам, но встретил оппозицию со стороны местных епископов.

Успешно боролся с ересью Новата. Скрываясь во время гонения имп. Валериана (193-266), он крестил многих язычников. Представленный Валериану, Стефан I был осуждён на обезглавление в храме Марса (Ария), но (по преданию) благодаря его молитвам большая часть храма разрушилась и воины разбежались. Стефан скрылся в катакомбах Св. Люциллы, по Аппиевой дороге, и здесь 2.08.257 был убит в то время, когда поучал христиан.

Среди актов Св. Стефана нужно отметить запрещение диаконам и священникам пользоваться вне богослужения одеждами, употребляемыми за литургией.

Вопреки мнению влиятельного в ту эпоху епископа, каким был Киприан Карфагенский Стефан признавал действительность крещения, совершаемого еретиками.

Сикст II

(30.08.257 — 6.08.258)

По легенде, был греком из Афин и у него было 6 пальцев. Занял римскую кафедру после Св. Стефана I. 29.07.258 он перенёс мощи апостолов Петра и Павла в катакомбы. Вместе с другими мучениками сделался жертвой гонения на христиан при имп. Валериане (193-266).

Дионисий

(22.07.259 — 26.12.269)

Родился в Греции. Сын богатых язычников в Александрии, он получил хорошее образование и сначала проходил профессию ритора, но убедившись в истине христианства, сделался учеником Оригена. От Оригена Дионисий наследовал горячую любовь ко всякого рода знанию, которое находил возможным согласовать с христианским вероучением.

Несмотря на некоторые ошибочные его мнения о лице Сына Божия, соприкасающиеся с арианством, ему ещё в IV веке было присвоено Церковью имя Великого, а Афанасий Великий называет его "учителем вселенной".

В его сочинениях содержится критика атомистических теорий образования мира — Демокрита и Эпикура, опровержение дуализма и учения о вечности материи, критика различных ересей, в т.ч. савеллиан, толкование книг Экклезиаста и всех четырёх Евангелий и др.

Дионисий являлся сторонником учения, ранее сложившегося в Александрии под влиянием философии Платона и Филона. Будучи Папой, переписывался с Дионисием Александрийским. Обличал как еретическое учение савеллиан.

Время его епископства было самое бедственное для Церкви вообще (время жесточайших гонений на христианство) и для Александрии в частности (голод, моровая язва, междоусобие, засуха). Дионисий для всех находил способы помощи и утешения. Во время голода, покупая хлеб на церковные средства, он безвозмездно раздавал его нуждающимся не только христианам, но и язычникам.

Дионисий пользовался авторитетом и после смерти: он упоминается в трудах Василия Великого, особо почитается орденом кармелитов.

Феликс I

(5.01.269 — 30.12.274)

Его понтификат был ознаменован борьбой с ересью Павла Самосатского. При нём было гонение на христиан со стороны имп. Aвpeлиaнa (214-275).

Оставшись верным Церкви, Феликс I принял мученическую кончину в темнице.

Ефтихиан

(4.01.274 — 7.12.283)

Гай

(17.12.283 — 22.04.296)

Родился в Далмации, был родственником имп. Диоклетиана (245-313). Казнён вместе со своей племянницей Св. Сосанной и несколькими придворными и священниками. Почитается в Хорватии и на севере Италии.

Марцеллин

(30.06.296 — 25.10.304)

Был римским Папой при Диоклетиане (245-313). Его обвиняли в отступничестве во время гонения на христиан, в выдаче священных книг и в участии в языческих жертвоприношениях, но, согласно западной церковной традиции, он вскоре раскаялся и был замучен за веру.

Марцелл I

(27.05.308 — 16.01.309)

После избрания на папский престол, остававшийся около 4 лет вакантным после смерти Марцеллина, обнаружил суровую энергию. Он реорганизовал приходы и с такой суровостью отнёсся к христианам, отпавшим во время гонения при Диоклетиане, что вызвал волнение в Риме.

Обличал имп. Галерия (250-311) за жестокое отношение к христианам, был избит и сделан скотником. Будучи тайно освобождён, при имп. Максенции (ок.278-312) был вновь схвачен и отправлен на скотный двор, где и умер.

Евсевий

(18.04 — 17.07.309)

Был возведён на папский престол партией, которая дала обет исполнять строжайшие правила покаяния. Его понтификат продолжался с апр. по авг.309 и всё это время происходили кровавые столкновения с партией противника Евсевия, епископа Гераклия.

Чтобы водворить мир, имп. Максенций (ок.278-312) изгнал из Рима обоих противников. Евсевий умер в том же году, на Сицилии.

Мельхиад (Мильтиад)

(2.07.311 — 11.01.314)

Родился в Африке. Во время его папства был провозглашён Миланский эдикт и резиденцией Пап стал Латеран. Мильтиад обличал донатистов.

Сильвестр I

(31.01.314-31.12.335)

Родился в Риме в христианской семье. При имп. Диоклетиане (245-313) в 284 Сильвестр принял сан священника, а во время гонений на христиан подвергся репрессиям за погребение убитых.

Понтификат Сильвестра стал началом расцвета Римской церкви. Папа построил в Риме много церквей: базилику и баптистерий около своей резиденции в Латеранском дворце, базилику Сессорианского дворца, известную сейчас как церковь Санта-Кроче, церковь Св. Петра, церковь Эквиция и несколько погостов.

По инициативе Сильвестра были составлены жизнеописания первых мучеников и организована перва школа церковного пения. В 325 в Никее состоялся Первый Вселенский собор, на котором был выработан "Символ веры", осуждена арианская ересь и определены даты празднования Пасхи.

По легенде имп. Константин Великий (272-337) будучи язычником проводил в Риме гонения на христиан и в качестве наказания заболел проказой. Сильвестр крестил его и больной исцелился. В качестве благодарности Константин ввёл привилегии для христиан, строил церкви, объявил римского епископа главой духовенства и подарил ему т.н. Вено Константиново, согласно которому Папа получал такую же власть над западными провинциями, какую сам император имел над восточными.

Однако очевидно, что эта легенда была сочинена в VIII веке для узаконивания создания Папского государства и его выхода из подчинения Византийской империи, а сама грамота является фальшивкой, составленной около 752 Стефаном II.

Первый понтифик, который был причислен к лику святых не приняв мученичества.

Марк

(13.01 — 7.10.336)

Ему приписывают построение двух церквей (Св. Марка и Св. Бальбины) и введение в литургию Никейского Символа веры.

Юлий I

(6.02.337 — 12.04.352)

Родом римлянин. Ему пришлось действовать в эпоху, когда христианство, только что освободившееся от гонений со стороны языческого государства, само раздиралось жестокой борьбой между правоверием и арианством или близкими к нему учениями.

Констанций II (317-361), сын Константина Великого, открыто поддерживал осуждённую Никейским собором арианскую религиозную доктрину. В римской Церкви провозглашалась, как основной догмат, божественность Иисуса Христа и его равенство с Богом Отцом. Таким образом при Юлии I произошёл первый конфликт между восточным и западным духовенством.

За строгую жизнь и твёрдость в отстаивании первенства Рима, а также за украшение города новыми церквами, Юлий I впоследствии был причислен к лику святых.

Либерий

(17.05.352 — 24.09.366)

Сторонник Св. Афанасия Великого в борьбе с Арием. Враги Афанасия отправили в Рим евнуха Евсевия с целью подкупом склонить Либерия на свою сторону, но епископ не поддался соблазну.

Вытребованный имп. Констанцием II (317-361) в Константинополь, Либерий отказался судить Афанасия и был сослан во Фракию, и на его место Папой сделался диакон Феликс.

Полное одиночество сломило его. В 358 он уступил требованиям императора и согласился на осуждение Афанасия. За это он был канонизирован на православном Востоке, но не был прославлен у католиков.

Феликс II

(355-358)

Был первым антипапой. Стал Папой, главным образом, под влиянием имп. Констанция II (317-361), по распоряжению которого его предшественник, епископ Либерий, был сослан, а на его место посажен Феликс II.

Но в 358 Либерий уступил императору — и понтификат Феликса II окончился.

Дамасий

(1.10.366 — 11.12.384)

Родился в Лузитании, в семье священника. После смерти Либерия среди духовенства возник конфликт. Часть населения Рима и духовенства выступила за избрание Урсина, часть была за Дамасия. Дамасий изгнал Урсина из Рима, но во время борьбы 160 сторонников его погибло.

В 380 император Феодосий I объявил христианство официальной религией, запретив дохристианские культы. Пользуясь поддержкой императора, Дамасий вёл с ними борьбу. Для этого дохристианскому пантеону был противопоставлен созданный культ христианских мучеников, в т.ч. культ Св. Петра.

Одновременно Дамасий боролся и с христианской ересью арианством.

В 381 император Феодосий I созвал в Константинополе Второй Вселенский собор. Дамасия на собор не пригласили. Собор осудил арианство, признал епископа Константинополя вторым по важности после епископа Рима, а также запретил епископам одной Церкви вмешиваться в дела другой христианской Церкви. С первым решением Дамасий был согласен, но против второго и третьего протестовал.

Именно Дамасий (именуемый также Дамас) дал распоряжение Иерониму Стридонскому (330-419) начать перевод Библии, который впоследствии стал известен как Вульгата. Дамасий заменил в литургии греческий язык латынью.

Помимо этого, Дамасий активно занимался церковным строительством. При нём были приведены в порядок христианские катакомбы.

После смерти был причислен к лику святых. Память в католической Церкви — 11 декабря.

Сириций

(15.11.384 — 26.11.399)

Современник Амвросия Медиоланского и Мартина Турского. Несмотря на то, что после смерти Дамаса был жив альтернативный Папа Урсин, римляне с согласия императора Валентиниана III единодушно избрали новго епископа — Сириция. До того как стать Папой, он был чтецом и диаконом при Либерии и Дамасии.

Известен тем, что отлучил от Церкви свободомыслящего монаха Иовиниана. Католическая Церковь связывает его с появлением священных декреталий — папских посланий, имеющих силу закона. До этого они были лишь частными или пастырскими посланиями. С его именем связывают и введение целибата.

Сириций активно боролся против еретиков, однако высказался против смертного приговора, вынесенного Присциллиану.

Сириций реконструировал базилику Св. Павла на Остийской дороге.

На протяжении веков Сириций почитался как святой, однако не был включен в старые мартирологи, видимо, из-за неодобрительных высказываний о нём блаженного Иеронима, который сам претендовал на Св. Престол после смерти Дамасия. Лишь в 1748 Бенедикт XIV включил Сириция в римский мартиролог.

Анастасий I

(27.11.399 — 19.12.401)

Римлянин. Предал осуждению учение Оригена. Запретил приём в духовное звание лиц, страдающих какими-либо недугами и подтвердил постановление о безбрачии духовенства.

Иннокентий I

(22.12.401 — 27.07.417)

Родом из Альбано близ Рима.

Стремился укрепить положение епископа Рима в Западной Римской империи: впервые решительно основывал ведущее положение епископа римского, как "правителя Церкви", на связи римской кафедры с апостолом Петром.

В 412 написал покровительственное письмо Руфусу, архиепископу Фессалоник; в 404 епископу Руана. Подобные письма были посланы епископу Тулузы, епископам Македонии, епископу Ночеры, епископам Британии.

Добился от Гонория суровых законов против донатистов, подтвердил соборные постановления против пелагиан.

В споре о пелагианстве между Иоанном Златоустом и низложившим его епископом Теофилом (Феофилом) Александрийским и императором Аркадием Папа принял сторону Златоуста, требуя Вселенского собора и разрыва с Восточной церковью. Поддерживал Августина, епископа Гиппонского, против донатистов и в отношении пелагианства.

Во время взятия Рима в 408 королём вестготов Аларихом I уехал с имп. Гонорием (384-423) в Равенну. По словам Созомена выступал миротворцем между Гонорием и Аларихом. После разграбления готами Рима в нём уцелели лишь церковные здания.

Зосим

(18.03.417 — 26.12.418)

Грек из Каппадокии. Участвовал в пелагианских спорах и принял несколько мер для улучшения нравов духовенства. Ему приписывают запрещение принимать в клир лиц несвободного состояния.

Евлалий

(418)

Антипапа. Избран в Латеране диаконами и народом после смерти Зосима, противник Бонифация I. Сначала на его стороне был префект Симмах, по докладу которого западно-римский имп. Гонорий (384-423) решил спор в его пользу, но потом Гонорий изменил решение и предоставил разобрать дело собору, до созвания которого оба противника должны были оставить Рим. Евлалий не повиновался, что вызвало народное восстание. Тогда император изгнал его из Рима и, отменив созвание собора, назначил Папой Бонифация.

Бонифаций I

(29.12.418 — 4.09.422)

Римлянин. Избран большинством духовенства и народа. В базилике Св. Марцелла противная партия во главе с префектом Рима Аврелием Аницием Симмахом (приверженец старинной римской религии) выдвинули в Папы архидиакона Евлалия.

Евлалий занял Латеран, а Бонифаций — базилику Св. Павла за воротами. Аниций Симмах приказал закрыть все ворота Рима и не впускать Бонифация. Сторонники Бонифация написали жалобу имп. Гонорию (384-423).

Оба кандидата были вызваны в Равенну, а затем отправились на собор в Сполето. Им было запрещено до окончательного решения посещать Рим, но Евлалий во время Пасхи отслужил молебен в Латеране и за это был изгнан императором в Кампанию, а Бонифаций занял престол Св. Петра.

По просьбе Гонория, Бонифаций ввел правило, согласно которому в случае спорного избрания должны проводится новые выборы Папы, гарантируя единогласность голосования.

Бонифаций боролся с пелагианством, устраивал церковные дела в спорных между Римом и Константинополем епархиях. В столкновении с восточно-римском имп. Феодосием II (401-450) из-за верховной власти над епископами империи он первый провозгласил римского епископа "главою всего христианства".

Целестин I

(10.09.422 — 27.07.432)

Родом римлянин. Безуспешно боролся с африканскими епископами, которые вышли из повиновения Риму и не признававшими права апелляции на их суд в Рим.

Одновременно Целестин боролся с несторианством. В 430 он собрал в Риме церковный собор и осудил доктрину Нестория. Кириллу Александрийскому, с которым Целестин состоял в переписке, были предоставлены делегатские полномочия, с поручением представлять архиепископа Рима на Эфесском соборе в 431.

Почитается как святой, память в Православной церкви совершается 8 апреля (по юлианскому календарю), в Католической церкви 27 июля.

Сикст III

(31.07.432 — 19.08.440)

По происхождению римлянин. В 431 участвовал в Третьем (Ефесском) Вселенском соборе. Успешно боролся с последними остатками несториан. В честь победы над несторианами перестроил римскую базилику Санта-Мария-Маджиоре, украшенную великолепными мозаиками, посвятив её Богоматери.

Сикстом также был построен ещё ряд храмов (собор Св. Лаврентия, баптистерии при Латеранском соборе).

Сикст старался примирить Св. Кирилла, патриарха Александрийского, с Иоанном, патриархом Антиохийским.

Лев I Великий

(29.09.440 — 10.11.461)

Родом из Этрурии. В юности получил прекрасное по тем временам образование и имел возможности сделать неплохую светскую карьеру, но, стремясь к духовной жизни, стал архидиаконом при Папе Сиксте III, а после его смерти заочно был избран на папство.

Став Папой, с особенной суровостью боролся с восточной ересью — манихейством и пережитками язычества. Потоки беженцев из Африки (Карфаген и Нумидия были захвачены вандалами) захлестнули Рим. Папа разрешил беженцам селиться в Риме при условии полного отречения от ереси. Их писания были сожжены публично.

Лев I пользовался огромным авторитетом, как богослов. Его учение об отношении божественной и человеческой природы Христа в 451 было принято Четвёртым (Халкедонским) Вселенским собором.

Лев I обосновывал права своей кафедры не на политическом значении Рима, а на первенстве Св. Петра между другими апостолами.

Во время нашествия в 452 гуннов под предводительством Аттилы, которому Лев I дал прозвище "бич Божий", ему удалось дарами и красноречием удержать завоевателя от разграбления Рима.

В честь этого Лев I отдал распоряжение — перелить статую Юпитера Капитолийского в фигуру апостола Св. Петра, которая была установлена в базилике Св. Петра в Ватикане. Рядом с базиликой Св. Петра он открыл два монастыря — Св. Иоанна и Св. Павла.

В 455 Лев I встретился с вандалом Гейзерихом, однако не смог переменить его намерение захватить город. Однако когда Гейзерих вторгся в Рим, Папа сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать невинной крови.

Лев I ереписывался с Евтихием и Св. Флавианом Константинопольским, в послании Четвёртому Вселенскому собору принял сторону последнего. Подчинил приматству Св. Петра епископов Иллирии и Галлии.

Лев I был первым Папой, похороненным в базилике Св. Петра в Ватикане. Издревле почитался в православной Церкви, католиками канонизирован в 1754.

Гиларий

(19.11.461 — 29.02.468)

Происходил с о-ва Сардиния, был учеником Льва Великого, в 451 присутствовал на Четвёртом (Халкидонским) Вселенском соборе.

Став Папой, он шёл по стопам Льва I, защищал право римской Церкви на верховный надзор за чистотой веры и за соблюдением правил, и вполне подчинил своему авторитету галльских и испанских епископов.

Он защищал постановления Никейского, Ефесского и Халкидонского соборов и опровергал еретические учения Евтихия, Нестория и Диоскура.

Симплиций

(3.03.468 — 10.03.483)

Родом из Тиволи. В годы его понтификата произошел окончательный крах Западной Римской империи, когда Одоакр сверг последнего императора Ромула Августа. Одоакр сохранил значительную часть прежней администрации. Хоть он и был арианином, но относился с большим уважением к католической Церкви и не посягал на её права.

Симплиций продолжал борьбу с монофизитами и попытками Константинопольских патриархов поставить себя вровень с римскими Папами и вступал в догматические споры с константинопольским патриархом Акакием и византийским имп. Зеноном (ок.435-491).

Симплиций построил в Риме четыре новые церкви: большой зал в форме ротонды на Целийском холме он превратил в церковь Сан-Стефано-Ротондо; здание около Санта-Мария-Маджоре было превращено в церковь Св. Андрея, дополнено апсидой и украшено мозаикой; около церкви Св. Лаврентия в Агро-Верано была построена первая церковь Св. Стефана; четвертой постройкой стала церковь Св. Бальбины.

Симплиций был похоронен в церкви Св. Петра в Ватикане.

Феликс III

(13.03.483 — 1.03.492)

Святой. Происходил из знатной фамилии, давшей впоследствии также Григория Великого. Отстаивая решения Халкидонского собора, был противником монофизитов.

В это время византийский имп. Зенон (ок.435-491), занявший престол при помощи константинопольского патриарха Акакия, хотел присоединить монофизитов к православной Церкви. В 482 Зенон (ок.435-491) издал "Генотикон", т.е. согласительное вероопределение, на основании которого устанавливалось общение между монофизитами и православными.

Как православные, так и монофизиты были недовольны этим компромиссом. Не утверждённый Зеноном на александрийской кафедре Иоанн Талайя отправился в Рим к Феликсу с жалобой на Акакия.

Феликс осудил "Генотикон", считая его еретическим вероучением, 22.07.484 собрал в Риме собор из 77 епископов и отлучил Константинопольского патриарха, самого императора, александрийского патриарха Петра III Монга, антиохийского Петра II Гнафевса и всех епископов, принявших "Генотикон", и прервал всякое общение с Восточными церквами.

Это был первый раскол между греческой и латинской Церквами, продолжавшийся до 519.

Геласий I

(1.03.492 — 21.11.496)

В борьбе с константинопольским патриархом Евфимием, которую он унаследовал от Феликса III, в сношениях с другими Церквами и византийским императором отстаивал первенствующее положение апостольской кафедры.

Боролся с язычеством (уничтожение луперкалий), способствовал победе августинства над пелагианством.

Анастасий II

(24.11.496 — 19.11.498)

Родом римлянин.

Во время понтификата Анастасия продолжалась борьба Рима с ересью Акакия. Анастасий настаивал на удалении имени ересиарха из священных диптихов, но признавал законность совершённых им священных действий, чем вызвал недовольство многих католиков.

Данте в "Божественной комедии" поместил Папу в Ад.

Симмах

(22.11.498 — 19.07.514)

Родился на Сардинии. Симмах был крещён в Риме и служил архидиаконом при Папе Анастасии II.

После смерти Анастасия большинство священников выбрало Папой Симмаха, но некоторые, симпатизировавшие Византии, проголосовали за Лаврентия. Остготский король Теодорих Великий (ок.454-526) повелел обоим претендентам явиться в Равенну, и в итоге поддержал Симмаха, как человека, избранного первым и большинством голосов. В немалой стапени съыграло то, что Симмах придерживался антивизантийской позиции.

На соборе, состоявшемся в Риме 1.03.499, Симмах дал Лаврентию епископство Ночера. Собор также запретил священникам под страхом низложения собирать голоса сторонников к предстоящим выборам при жизни Папы, которому одному предоставлялось право указывать своего приемника. В случае неожиданной смерти Папы, новый Папа избирался клиром. Преждняя форма избрания "клиром и миром" была отменена.

В 501 сенатор Фестус, сторонник Лаврентия, обвинил Симмаха в различных прегрешениях, включая внебрачную связь. Теодорих вызвал к себе Симмаха, однако Папа отказался отвечать на обвинения, заявив, что светский правитель не имеет над ним власти. 23.10.502 Теодорих созвал собор, который не снял обвинения с Симмаха, но постановил, что Папа подлежит лишь Божьему суду, но не человеческому.

Теодорих восстановил Лаврентия в правах. Тот поселился в Латеранской базилике, в то время как Симмах со сторонниками занял церковь Св. Петра. двоевластие продолжалась четыре года, но Теодорих, поняв, что взгляды Лаврентия чересчур устремлены на Византию, изгнал его из Рима.

Симмах пожертвовал значительные суммы денег на поддержку африканских епископов, притесняемых вандалами, и помогал жителям Северной Италии, пострадавших от набегов варваров.

Симмах построил, расширил и украсил многие римские церкви. После смерти он был похоронен в церкви Св. Петра и был канонизирован.

Гормизд

(20.07.514 — 6.08.523)

Родился в Италии, принадлежал к знатному роду Фрозиноне. При Папе Симмахе он был одним из виднейших диаконов римской Церкви. Гормизд был женат, но к моменту избрания Папой уже овдовел. Его сын Сильверий позже также стал понтификом.

Став Папой, Гормизд первым делом покончил с ересью Лаврентия и занялся восстановлением единства западной и восточной Церквей. В это время в Константинополе вспыхнул мятеж; военачальник Виталиан восстал против имп. Анастасия (ок.430-518). Одним из требований Виталиана было созвание собора в Гераклее, приглашение на него римского Папы и восстановление единства Церкви.

Император, подавив восстание Виталиана, обратился к римскому сенату, дабы побудить парламентариев выступить против понтифика. Однако король Теодорих Великий (ок.454-526) занял сторону Гормизда.

Вскоре Гормизду удалось склонить на свою сторону нескольких восточных епископов из Скифии, Иллирии, Дардании и Эпира. Они подписались под римским "Символом веры" — т.н. "Формулой Гормизда" — и осудили Нестора, Акакия и других ересиархов.

После смерти в 518 имп. Анастасия и константинопольского патриарха Тимофея при новом имп. Юстиниане I Великом (483-565) единство восточной и западной Церквей было торжественно восстановлено. Большинство восточных епископов приняло "Формулу Гормизда".

Вскоре в 519 в Церкви вспыхнул очередной конфликт. Несколько скифских монахов направили делегацию в Рим с требованием утвердить формулу "Один из Троицы был замучен". Гормизд отказался это сделать, заметив, что формула, хоть и не является ложной, но может породить неверные интерпретации.

По поручению Гормизда ученый Дионисий Эксигус подготовил латинский перевод греческих церковных канонов.

После смерти Гормизд был похоронен в церкви Св. Петра. Незадолго до смерти он получил весть о смерти Трасамунда, короля вандалов, и о прекращении гонений на христиан в Северной Африке.

Иоанн I

(13.08.523 — 18.05.526)

Родом из Тосканы. К моменту избрания Папой Иоанн был уже стар и дряхл. В 523 император-ортодокс Юстиниан I Великий (483-565) издал жёсткий указ против ариан. В 525 недовольный этим указом арианин остготский король Теодорих Великий (ок.454-526) направил в Константинополь посольство из римских сенаторов, и приказал Иоанну ехать вместе с ними, чтобы убедить императора отменить указ.

Такая миссия для Папы, как ходатайство за еретиков, была, конечно, унизительна, но принуждение было выполнено.

Папа был встречен в Константинополе с почётным сочувствием. Император со множеством народа вышел навстречу Папе и низко склонился перед ним. Для возвышения авторитета Папы перед Теодорихом император, уже коронованный патриархом Константинопольским Иоанном, пожелал, чтобы Папа Иоанн I ещё раз короновал его.

Все просьбы Теодориха были исполнены, кроме одной — возврата в арианскую ересь уже присоединённых к православию готов. Тем не менее Теодорих арестовал Иоанна по подозрению в сговоре с Юстинианом и бросил его в темницу в Равенне.

Измученный дальней поездкой, старческий организм Папы не выдержал жутких условий тюрьмы, и вскоре Иоанн скончался. Его останки были перевезены в Рим и похоронены в базилике Св. Петра.

Позже он был канонизован, как мученик за веру.

Феликс IV

(12.07.526 — 22.09.530)

Родился в Италии. В отличие от Иоанна I Феликс пользовался благорасположением остготского короля Теодориха Великого (ок.454-526), получил от него привилегии и недвижимость для Церкви.

Вскоре Теодорих умер, и на трон взошёл его внук Аталарих (516-534), также благоволивший к католикам. Св. Престол сразу же обратился к новому правителю с жалобой на притеснения духовенства светской властью. Был издан королевский указ, подтверждавший старую традицию, согласно которой любое преступленние, соершённое против духовного лица, должно рассматриваться Папой или назначенным им духовным судом.

Феликс получил в подарок от королевы-матери Амаласунты старый римский храм Ромула на Форуме и перестроил его в церковь святых Козьмы и Дамиана.

Чувствуя приближение смерти и опасаясь конфликтов между римской и готской фракциями духовенства, Феликс официально назвал своим преемником диакона Бонифация. Феликс уведомил о своем желании королевский двор в Равенне, и вскоре скончался.

Из трёх приписываемых ему посланий два — апокрифические.

Бонифаций II

(22.09.530 — 17.10.532)

Остгот по происхождению, Бонифаций должен был противодействовать арианству среди германцев и поэтому был назначен Папой согласно воле Феликса IV, без проведения выборов.

Однако большинство римских священников, опасаясь чрезмерно большого влияния короля Аталариха (516-534) на дела Св. Престола, отказались признавать Бонифация и, собравшись в Латеранской базилике, избрали Папой священника Диоскора, но три недели спустя он неожиданно умер.

Воспользовавшись ситуацией, Бонифаций созвал собор и представил ему декрет, в котром предавал анафеме Диоскора и потребовал повиновения от его сторонников.

Понтификат Бонифация оказался спокойным, однако сохранялось некоторое недовольство среди священников, вызванное тем, что Бонифаций не был избран должным образом, а был назначен на должность. На следующем соборе Бонифаций представил "конституцию", в которой оставлял за собой право также назначить своего преемника, и назвал имя священника Вигилия.

Присутсвовавшие на соборе священники согласились с выбором, однако Аталарих, узнав об этом, пришёл в негодование. Бонифаций был вынужден сжечь конституцию и аннулировать свой выбор.

Бонифаций активно интересовался делами как западной, так и восточной Церквей. Он утвердил постановления Второго Оранского собора, положившего конец спорам вокруг полупелагианства.

Бонифаций подтвердил полномочия архиепископа Карфагена, обещая ему помощь в восстановлении североафриканской Церкви после гонений вандалов. Также Папа встал на защиту Стефана, архиепископа Ларисы, когда константинопольский патриарх Епифаний попытался низложить его.

Бонифаций известен как милосердный христианин, оказывавший помощь римлянам во время голода. Он был похоронен в базилике Св. Петра.

Иоанн II

(2.01.532 — 8.05.535)

Родом римлянин, по прозванию Меркурий. Стал первым римским Папой, сменившим имя при вступлении на престол (в данном случае — чтобы не называться именем языческого бога).

В борьбе против подкупа при избрании Пап, Иоанн II обратился за содействием к остготскому королю Аталариху (516-534), который подкрепил декрет римского сената (530), запрещавший всякое давление на выборы, но потребовал для себя и для своих преемников права утверждать их и назначил за это определённую сумму.

Иоанн II, по просьбе византийского имп. Юстиниана I Великого (483-565), признал правильным положение, что "Одно лицо Св. Троицы пострадало во плоти", направленное против ереси теопасхитов и ранее осуждённое Папой Гормиздом, что возвысило папский авторитет на Востоке.

На Западе Иоанн II действовал самостоятельно; одного из епископов он лишил за безнравственную жизнь кафедры и заключил в монастырь.

Агапит I

(5.05.535 — 22.04.536)

Римлянин по происхождению. Отправился по настоянию остготского короля Теодахада (Теодат) в Константинополь, чтобы повлиять в интересах Италии на имп. Юстиниана I (483-565), но это ему не удалось.

Тем полнее было его торжество в церковных делах. Его стараниями константинопольский патриарх Анфим, обвинённый в ереси Евтихия и переведённый вопреки каноническим правилам из Трапезунда в Константинополь, был свергнут с патриаршего престола, и на его место был возведён с благословения Папы противник Анфима Мина. Умер в Константинополе.

Сильверий

(8.06.536 — март 537)

Оказался в центре политических противоречий между вторгшимися в Италию византийцами и отступающими варварами.

Был низложен через инцинированный по указанию императрицы Теодоры (ок.480-548) судебный процесс по обвинению его в политической измене. После его смещения Теодора возвела на престол угодного ей римского понтифика Вигилия.

Умер 11.11.537. Считается покровителем о-ва Понца у берегов Италии.

Вигилий

(29.03.537 — 7.06.555)

Происходил из римской аристократической фамилии, рукоположен в диаконы Папой Бонифацием II, в 533 был направлен в качестве папского апокрисиария в Константинополь, где познакомился с императрицей Теодорой (ок.480-548) и снискал её благоволение.

Теодора возвела его на папский престол, стремясь иметь в качестве римского Папы человека, готового на смягчение формул Халкидонского собора, направленных против монофизитов. Но выполнить это обещание ему не удалось ввиду настроения западного духовенства.

Позже, на Константинопольском соборе в 547, он по приказанию имп. Юстиниана I (483-565) осудил направленное против оригенитов сочинение сирийских епископов "Три главы", но это возбудило против него общее негодование среди западных иерархов, и он был вынужден снова занять более независимое по отношению к императорской власти положение.

На соборе в 551 он отказался подписать императорский эдикт, оправдывавший осуждение "Трёх глав", и по приказу императора был арестован, причём его взяли из алтаря церкви. Он успел, однако, бежать в Халкидон и там снова укрылся в церкви.

На 5-м Вселенском соборе, происходившем в 553, Вигилий отказался председательствовать и не согласился с постановлением собора, за что по приказанию императора был отвержен от Церкви и изгнан. Изгнание поколебало его решимость, он выразил готовность подчиниться и, получив разрешение возвратиться, был уже на обратном пути в Рим, когда его застигла смерть.

Пелагий I

(16.04.555 — 4.03.561)

Знатный римлянин по происхождению; его отец был правителем одной из двух провинций, на которые тогда была разделена Италия. Будучи архидиаконом Пелагий сопровождал Папу Агапита I в Константинополь и был назначен нунцием в Константинополе.

Когда в 545 Папа Вигилий был насильно отвезен в Константинополь, Пелагий остался в Риме в качестве его представителя. Во время осады города остготами он на свои деньги покупал продовольствие для голодающих и пытался склонить вождя остготов Тотилу к перемирию. Хотя переговоры завершились неудачей, Пелагий убедил Тотилу не истреблять жителей после захвата города.

Захватив Рим в 546, Тотила направил Пелагия к имп. Юстиниану I Великому (483-565) для ведения мирных переговоров, но император отослал священника обратно в Италию к своему полководцу Велизарию. В 552 Велизирия сменил Нарсес, который разбил варваров в битвах при Тагине и при Везувии, положив конец существованию остготского королевства на Апеннинском п-ове.

Был выбран в Папы при поддержке имп. Юстиниана, но римляне отказались от всякого с ним сношения, подозревая его в убийстве Вигилия. Положив на голову крест и взяв в руки Евангелие, Пелагий публично поклялся в своей невинности.

Тем не менее его не любили на Западе за его покорность Византии и за старание провести благоприятный монофизитам эдикт Юстиниана. Северная Италия, подозревая Пелагия в ереси, отпала от Рима и вновь присоединилась к нему только при Григории I Великом.

Построил базилику Св. Апостолов в Риме. Составил "Исповедание веры" (Символ веры).

Иоанн III

(17.07.561 — 13.07.574)

Джованни Каталино, родом римлянин. Современники отзывались о папе как о великодушном человеке, заботившимся о благосостоянии людей.

В 567 на Лионском соборе были осуждены два достойных епископа, Салоний Эмбрунский и Сагиттарий Гапский. Но они сумели убедить короля Бургундии Гунтрама в своей невиновновсти и обратились за помощью к Папе. Иоанн восстановил их на прежний должностях.

В 568 в результате дворцовых интриг из Италии был отозван Нерсес, полководец византийского императора Юстина II. Воспользовавшись ситуацией в Италию вторглись лангобарды. Практически все документы, по которым можно было судить о деяниях Иоанна, погибли в это смутное время.

Иоанн направился в Неаполь к Нерсесу и убедил полководца вернуться в Рим. Однако придворная партия в Риме была настолько сильна, что Иоанн был вынужден удалиться в катакомбы Претекстата и лишь после смерти Нерсеса в 572 вернулся в Латеранский дворец.

Позже по его инициативе в катакомбах были проведены реставрационные работы и перенесена церковная утварь из Латеранской базилики.

Бенедикт I

(2.06.575 — 30.06.579)

По происхождению грек. Из-за набегов лангобардов, затруднявших связь между Римом и Константинополем, назначен Папой византийским императором лишь через год после смерти предыдущего Папы, Иоанна III.

Понтификат Бенедикта пришелся на время наступления лангобардов на италийские земли, за 20 лет до этого завоеванные Византией. Летом 579 герцог Сполетский предпринял осаду Рима, вызвавшую страшный голод, во время которого Бенедикт скончался.

В конце своего понтификата Бенедикт вызвал из монастыря будущего Папу Григория I Великого и рукоположил его в диаконы.

Пелагий II

(26.11.579 — 7.02.590)

Родился в Риме, но был из семьи осевших в Риме остготов. Избранный во время осады Рима лангобардами, Пелагий II был посвящён без утверждения императора.

Для извинения в этом и для получения помощи против лангобардов он послал в Константинополь особого посла и 3000 фунтов золота, но имп. Тиберий II Константин (ок.520-582) вернул деньги, советуя употребить их на подкуп лангобардских вождей.

Пелагий II известен ещё спором с константинопольским патриархом Иоанном Постником, который называл себя "вселенским епископом".

Пелагий II построил церковь Сан-Лоренцо-Фуори-ле-Мура.

Григорий I Великий

(3.09.590 — 12.03.604)

Родился в 540 в знатной и богатой римской семье, представители которой уже целый век служили Церкви: его прапрадедом был, вероятно, римский епископ Феликс III, Папа Агапит I приходился ему родственником. Отец Григория Гордиан занимал видный пост в церковной администрации. Мать Сильвия, после смерти мужа жившая в уединении близ римской базилики Св. Павла, прославилась глубоким благочестием и святостью.

Григорий был страстным поклонником Бенедикта Нурсийского. До избрания в Папы был аббатом основанного им в своих владениях на Целийском холме в Риме монастыря Св. Андрея, в котором ввёл бенедиктинский устав и открыл ещё шесть обителей в поместьях на Сицилии.

В 579 Папа Пелагий II поставил его диаконом и отправил своим посланником ко двору императора в Константинополь. Находясь в Константинополе, Григорий продолжал жить уединённо в кругу сопровождавших его монахов из обители Св. Андрея, которым в часы досуга он изъяснял библейскую "Книгу Иова".

Как представитель Римской Церкви он обращался к имп. Тиберию II Константину (ок.520-582), а затем имп. Маврикию (539-602) с призывами защитить Рим от лангобардов, недавно обосновавшихся в Италии. Но византийские власти, ведя на востоке ожесточённые бои с персами, не могли воевать сразу на нескольких фронтах.

Григорий был избран в Папы сенатом, клиром и народом во время голода и чумы, свирепствовавших в Риме. После получения одобрения императора вступил на папский престол, проникнутый самыми высокими понятиями об обязанностях епископа и Папы. В это время церковные власти приобретали всё большее влияние в Риме по мере того, как ослабевало светское правление, не способное даже организовать оборону города от лангобардов.

Римская церковь взяла на себя многие государственные функции. Папа сам занимался обеспечением защиты города. На средства, полученные с церковных земельных владений, он снабжал сограждан продовольствием, оплачивал войска, содержал стратегические объекты, откупался от варваров, выкупал пленных, обеспечивал необходимым беженцев. Никогда ещё Римская церковь не брала на себя фактически полностью бремя светской власти.

Византийское правительство обороняло центр имперской администрации в Италии — Равенну и её окрестности — и часто вело войну, не обращая внимание на отчаянное положение Рима и не присоединяясь к перемириям, заключённым Папой на церковные средства.

Дважды в течение первых трёх лет понтификата Григория лангобарды брали Рим в осаду, а Папа откупался от них и побуждал имперских представителей в Италии заключить прочный мир.

Вмешательство Григория в государственные дела вызывало недовольство в Константинополе, и в 595 имп. Маврикий написал Григорию, в отчаянии грозившему заключить сепаратный мир с королём лангобардов Агилульфом, оскорбительное письмо.

Умело назначая легатов и дефензоров, Григорий распрстраняп влияние римской Церкви в Испании, Иллирии. В 601 он организовал молодую английскую Церковь и делает её примасом Августина, обратившего в христианскую веру кентского короля Этельберта и его народ. Благодаря установлению постоянных сношений с Хильдебертом и Брунегильдой закладывает основы будущего союза папства с франкским государством.

Когда константинопольский патриарх Иоанн IV Постник (582-595) принял титул "вселенского". Григорий I сильно протестовал против этого и, чтобы нагляднее показать его неуместность, именовал себя "раб рабов божиих", как некогда называл себя блаженный Августин.

Григорий учредил певческую школу и установил способ пения, который получил от него своё наименование.

Прозвище "Двоеслов", закреплённое за Григорием Великим в православной традиции, было присвоено понтифику в связи с его трудом "Диалоги", описывающим жития италийских святых, в котором два собеседника — вопрошающий и отвечающий.

Сабиниан

(13.09.604 — 22.02.606)

Родился в итальянском городе Блера, близ Витербо. С 593 некоторое время представлял римского папу в Константинополе, но был отозван в Рим.

Во время его правления начался голод и Сабиниан, у которого в подвалах апостольского дворца хранились огромные запасы хлеба, стал распродавать его по спекулятивной цене. Голодающий народ восстал, и Папа был убит в своем дворце.

Чтобы после смерти толпе не удалось осквернить его останки их перенесли из Латеранского дворца к собору Св. Петра окружным путем.

Сабиниан ввёл колокольный звон в обряд богослужения, утвердив его в качестве такого же символа христианской религии, как и крест.

Бонифаций III

(19.02 — 12.11.607)

Бонифачо Катодиочи, родом римлянин, но долгое время провёл в Константинополе, где был советником имп. Фоки (правл.602-610).

Был на престоле всего 10 мес. Первый римский епископ, за которым декретом имп. Фоки был признан титул "вселенского епископа христианства".

Упорядочил избрание Пап, запретив решать вопрос о новом Папе при жизни старого и в течение 3 дней после его смерти.

Боролся за примат римской Церкви.

Бонифаций IV

(25.08.608 — 8.05.615)

Происходил из древне-германского племени марсиев, родом из Валерии.

При Григории I Великом Бонифаций был диаконом и управлял папскими имениями. Став Папой при поддержке императора Фоки, Бонифаций получил от него право превратить Пантеон, построенный имп. Агриппой (63 до н.э. — 12 до н.э.) в честь Юпитера, Венеры и Марса, в церковь Пресвятой Девы Марии и Всех Мучеников.

Это был первый случай превращения языческого храма в христианскую церковь. В новую церковь из римских катакомб привезли для перезахоронения 28 возов с костями раннехристианских мучеников.

Он был современником Св. Колумбы, проповедника христианства в Шотландии. Бонифаций принял в Риме Меллита, первого епископа Лондона, проконсультировав его по важным для молодой английской церкви вопросам, и направил с ним послания Лаврентию, архиепископу Кентерберийскому, королю Этельберту, духовенству и всем людям Англии.

Бонифаций не пользовался популярностью, так как время его правления сопровождалось различными бедствиями. Под конец жизни Бонифаций постригся в монахи, превратив свой дом в монастырь, и после смерти был причислен католической Церковью к лику святых.

Адеодат I

(19.10.615 — 8.11.618)

Родился в Риме. Адеодат отличался милосердием и усердием в служении Господу. Он поддерживал духовенство, обедневшее в смутное время, и мирян, пострадавших от сильного землетрясения и эпидемии проказы.

Ввёл в употребление папские буллы, названные так по приложенной печатке.

Одна из булл Адеодата с изображением пастыря среди овец, буквами альфа и омега и надписью "Deusdedit Papae" сохранилась до нашего времени. Два варианта имени, под которым упоминается этот Папа, Адеодат и Деусдедит, в переводе с латыни означают одно и то же, "данный богом", так что, очевидно, речь идет об одном и том же человеке.

Умер от чумы. Почитается как святой, день памяти у католиков — 8 ноября.

Бонифаций V

(23.12.619 — 25.10.625)

Бонифачо Фуммини, родом из Неаполя. После смерти Адеодата I Св. Престол оставался вакантным больше года из-за восстания, поднятого экзархом Равенны Элевтерием. Тот двинул войска на Рим, но по пути был убит собственными солдатами.

Избрание Бонифация сопровождалось провокациями со стороны патрициев. Добился придания папским указам статуса законов. Бонифаций запретил помощникам священников самостоятельно совершать таинство крещения, достроил и освятил кладбище Св. Никомеда на Виа Номентана.

Реформировал церковное управление в Англии, заботился о процветании англосаксонской Церкви, пожаловал паллий епископу Кентерберийскому.

Бонифаций подписал декрет, по которому церкви становились убежищем для людей, преследуемых законом.

Гонорий I

(27.10.625 — 12.10.638)

Родился в Кампании. Построил много великолепных церквей.

Старался обратить лангобардов в католицизм. С помощью экзарха и имп. Ираклия I (575-641) устранил схизму в Истрии и Венеции.

Гонорий активно занимался миссионерской деятельностью, прежде всего, на Британских о-вах, и привел дату празднования Пасхи ирландцами в соответствии с традициями Римской церкви.

В годы понтификата Гонория возобновились споры о сущности Христа между западной и восточной Церквами.

Сторонники монофелитства предложили формулу, согласно которой Иисус Христос, сын Божий, имеет две сущности, но только одну волю. Император Ираклий, с трудом удержавший Византию от краха, полагал, что новая доктрина монофелитства могла бы служить удобной платформой для достижения согласия между спорящими, в 640 издал "Эктезис" (истолкование), навязывавший доктрину всей Церкви.

Гонорий, не знавший греческого языка и плохо разбиравшийся в запутанных теологических спорах восточных епископов, поддержал идею монофелитства, за что в 680 на Третьем Константинопольском соборе был предан анафеме вместе с другими еретиками. Этот факт послужил одним из аргументов противников догмата о непогрешимости Папы на Первом Ватиканском соборе в 1870.

Современная католическая Церковь защищает Гонория, считая, что он не был убеждённым еретиком, но поддержал ересь из-за невежества.

Гонорию приписывается установление церковного праздника — Воздвижения Креста.

Северин I

(28.05 — 2.08.640)

Родился в Риме. Отказался подписывать монофелитскую доктрину, в связи с чем византийский имп. Ираклий I (575-641), поддерживавший монофелитов, отказался признать Северина.

Императорский экзарх Исакий взял Рим и разграбил Латеранскую базилику, однако Северин остался твёрд в своих убеждениях. В конце концов император признал Северина Папой. Вскоре после этого Северин умер.

Иоанн IV

(640-642)

Родом из Далмации. На Римском соборе в 640 осудил монофелитство и т.н. "Эктезис" (истолкование) имп. Ираклия I (575-641), одобрявшего это учение.

Иоанн IV активно помогал своей родине справиться с последствиями набега славян. Он отсылал аббату Мартину деньги для выкупа из рабства жителей Далмации и Истрии.

Поскольку разрушенные церкви не подлежали восстановлению, Иоанн вывез оттуда много христианских святынь, для которых построил в Риме часовню.

В Латеране построил часовню Св. Венантия — в честь присоединения истрийской схизмы к католической церкви.

Папа приложил усилия, чтобы обратить варваров в христианство. Согласно преданию, вождь хорватов Порга отправил послов к византийскому имп. Ираклию I (575-641) с просьбой прислать ему христианских проповедников и император перепоручил этиу миссию Папе.

Иоанн обратился с посланием к имп. Константину III (612-641) в защиту Папы Гонория I, объясняя его взгляды на монофелитство.

Теодор I

(24.11.642 — 14.05.649)

Теодор был греком по происхождению, а потому его избрание было быстро одобрено экзархом Равенны.

Теодор постоянно боролся с ересью монофелитов и отлучил от Церкви нескольких епископов-монофелитов.

Папа написал послание имп. Константу II (630-668) с требованием отменить "Эктезис", однако его демарш не возымел никакого эффекта в столице, но привел к увеличению числа противников монофелитства в провинции. Папу поддержали епископы Кипра, Палестины и Африки.

Даже бывший патриарх Пирр отрёкся от ереси, но вскоре вновь изменил свои убеждения и в 648 был отлучён от Церкви.

В 649 Теодор объявил об низложении и отлучении патриарха Павла. В ответ тот бросил в темницу апостольских посланников и убедил императора издать новый эдикт "Типус", запрещавший какие-либо дискусии о монофелитстве.

Мартин I

(июль 649 — 17.06.653)

Родился в Италии, выходец из благородного семейства, отличался большой ученостью и милосердием.

Был посвящён в Папы без утверждения имп. Константом II (630-668). В окт.649 Мартин созвал Первый Латеранский собор. Император послал в Италию экзарха Олимпа. Тот безуспешно попытался создать антипапскую коалицию среди участников собора.

Тогда Олимп решил убить Мартина, для чего изъявил желание принять от него Святое Причастие, но провидение хранило Папу. Оставив свой замысел, Олимп отправился на Сицилию воевать с сарацинами, и там погиб.

Собор осудил "Эктезис" имп. Ираклия I (575-641) и "Типус" Константа. Были отлучены от Церкви ересиархи Сергий, Пирр и Павел Константинопольские, Кир Александрийский и Теодор Арабский.

Император направил в Рим нового экзарха, Теодора Каллиопаса, который ворвался в Латеранскую базилику, объявил Папу низложенным как злоумышленника и потребовал от него явиться в Константинополь. Не желая кровопролития, Мартин согласился предстать перед императором.

По прибытии в столицу Мартин был заклеймён как еретик и мятежник, враг Бога и государства, выставлен на несколько часов на помост для насмешек и проклятий толпы а затем брошен в тюрьму.

По решению суда Мартин был сослан в Херсонес, где он вскоре умер от истощения и был похоронен в церкви Богородицы около Херсонеса.

Мощи его после осуждения монофелитов были перенесены в Рим в специально построенную церковь Св. Мартина.

Евгений I

(10.08.654 — 2.06.657)

Родом римлянин. С молодости Евгений избрал стезю священнослужителя, был известен своей мягкостью, кротостью и милосердием.

После осуждения и изгнания Мартина I, низвергнутого Константом II (630-668) за борьбу против монофелитов, Евгений после избрания Папой сразу же направил легатов в Константинополь с просьбой утвердить его кандидатуру.

Сумел восстановить сношения с Восточной церковью, не впадая в ересь. Примирению способствовало вторжение мусульман на Родос и поражение императорского флота при Фениксе.

Евгений был похоронен в церкви Св. Петра и канонизирован католической Церковью.

Виталиан

(30.07.657 — 27.01.672)

Существенно смягчил отношения с монофелитским Константинополем. Встречался с византийским имп. Константом II (630-668), поддержал его кампанию против лангобардов.

В 663 Констант прибыл с визитом в Рим и был встречен там с небывалой помпой, что вызвало недовольство духовенства и простого народа. Несмотря на торжественный прием, император перед отъездом приказал снять с крыши Пантеона бронзовые листы и отослать их в Константинополь. Император направился на Сицилию и был там убит рабом во время купания. Часть украденной им бронзы была возвращена в Рим.

После гибели Константа Виталиан поддержал его сына Константина IV (652-685) против узурпатора Мезезия.

Считая себя духовным главой всего Запада, старался упрочить влияние папского престола в Англии. Виталиану удалось упрочить позиции римской Церкви на Британских о-вах, где были приняты римский обычай празднования Пасхи и римская форму тонзуры.

Стремление к самостоятельности возбудило против него Равеннского экзарха и имп. Константина. Среди вызванных этим волнений Виталиан умер.

В 666 Виталий своим декретом ввёл в богослужение музыку и игру на органе.

Преемник

На главную страницу